|
Акимов Иван Акимович
(1754-1814). Продолжение

По возвращении
в Петербург, с января 1779 года Акимов назначается
преподавателем в натурные классы, а в августе того же
года была "задана программа назначенному в живописном
историческом художестве Ивану Акимову, коей сюжет
нижеследующий: "Самосожжение Геркулеса на костре в
присутствии своего друга Филоктета по получении
смертоносной одежды от своей бывшей возлюбленной
Дейяниры, похищенной кентавром Незусом". Здесь Акимов
продемонстрировал свое мастерство компоновки и умение
рисовальщика - превосходно построенная композиция по
четкости соотношений объемов напоминает скульптурную
группу, фигуры выразительны и прекрасно нарисованы, хотя
колорит по-прежнему остается уязвимым местом его
живописи. За эту картину Акимов в 1782 году был признан
академиком.
Попытки
художника в дальнейшем разрабатывать национальную тему в
исторической живописи оказались несостоятельными. "Князь
Рюрик, поручающий при кончине своей младенца Игоря и
вместе с ним княжение сроднику своему Олегу", "Крещение
великой княгини Ольги", "Новгородцы, ниспровергающие
Перуна" - программы таких картин диктовались, как
правило. Академией, историческая живопись в которой,
хотя по-прежнему находилась в традиционной иерархии
жанров на самой вершине, переживала глубокий кризис.
Умозрительность и отвлеченность становились
неотъемлемыми качествами академического искусства.
Акимова нельзя упрекнуть в неблагодарности к взрастившей
его Академии - он всегда готов был следовать по пути,
указанному ею, каким бы бесплодным тот ни был. И хотя
внешний рисунок жизни Акимова вполне благополучен -
вслед за академическим он получил профессорское звание
(1785), а затем стал и ректором (1796 - 1800), обучал
рисованию детей императора Павла I, заведовал шпалерной
мануфактурой - его собственные работы появлялись все
реже. И все чаще это были не самостоятельные композиции,
а образа для петербургских соборов, в исполнении которых
тогдашние зрители с удовлетворением отмечали следы
глубокого изучения Гвидо Рени и братьев Карраччи.
Оживление
общественной жизни в первые годы XIX века, "дней
Александровых прекрасное начало", взрыв национальных
чувств вызвали желание обратиться к событиям
историческим, но не столь отдаленным от современности.
Акимов пишет картины на сюжеты для него необычные -
"Подвиг знаменосца Азовского полка Старичкова" (1806) и
"Петр I, пишущий указ Сенату в лагере под Прутом"
(1807). Они не сохранились, и потому нельзя судить об их
достоинствах, однако о первой из них позже было
замечено, что "патриотический сюжет... конечно, играл
главную роль и доставил легкий успех этому заурядному
произведению".
Но если
атмосфера Академии не благоприятствовала раскрытию
творческих способностей Акимова, то оставалась другая
сторона его деятельности - педагогическая. Он преподавал
в Академии долгие 35 лет, и среди его учеников были
такие известные художники, как
А.И.Иванов,
В.К.Шебуев,
А.Е.Егоров. Но нелегко сказать, чем они обязаны именно
Акимову, - вероятно, крепким рисунком, за который более
всего ценили современники самого мастера.
Не сохранилось
достоверных свидетельств о его педагогической системе,
преподавательских приемах. О них можно судить лишь
косвенно - один из учеников Акимова А.В.Ступин (бывший,
кстати, его воспитанником и живший в его доме),
впоследствии сам известный педагог, по-видимому,
унаследовал некоторые методы своего учителя. У него же
хранилось не дошедшее до нас "Краткое наставление о
живописи" - свод теоретических взглядов Акимова. С мыслью о
своих учениках Акимов завещал весь свой капитал Академии
художеств, чтобы на него содержались "воспитанники из
бедных художнических детей", и все та же Академия, в
стенах которой прошла вся жизнь Ивана Акимовича Акимова,
унаследовала книги его библиотеки и собранные им
картины.
Назад
Картины художника
|
|