А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Астальцев Виктор Владимирович (1927-1994)


Информация предоставлена Ириной Викторовной Астальцевой   a.v.sol@mail.ru 
официальный сайт  http://ast-art.ucoz.ru/ 

Судьба художника как капля воды отражает огромный мир, выпуклый, объёмный, преображённый талантом Мастера в некий волшебный образ Мироздания. На Руси всегда особо почитали живописцев, являвших зрителям красоту Божьего творения, а не искажавших и не разрушавших его.

 Среди людей, особо тонко чувствовавших гармонию этого мира, был художник, которому посвящён этот короткий рассказ, который, по словам Михаила Алпатова, "подобно мастерам русского искусства, таким как Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин, Исаак Левитан и Константин Юон, своим талантом служит почётной задаче воссоздания в искусстве поэтического мира русской природы и русской архитектуры".

 В самом конце былинного уже для нынешнего поколения 1927 года в селе Месягутово на Южном Урале близ Уфы, в дивном краю, воспетом Павлом Бажовым в "Хозяйке медной горы", родился замечательный русский художник Виктор Астальцев, творчество которого один из постоянных посетителей его выставок назвал «прекрасными песнями о Руси». Придти в этот прекрасный мир ему довелось отнюдь не в самое прекрасное, а в очень суровое время.
 1928 год был годом "великой коллективизации", шла острейшая борьба новой власти не только за хлеб, но и за тотальное насаждение новых правил и устоев жизни в стране. Виктору шёл девятый месяц, когда при невыясненных трагических обстоятельствах погибает его отец. Кому не угодил бывший конник Чапаевской дивизии Владимир Александрович Астальцев, дерзнувший в разгар богоборческого времени жениться на поповской дочке? В лихие годы коллективизации разбираться в этом никто не стал.
 После смерти матери девятилетний мальчик оказался "круглым сиротой", каких было много в то тяжёлое время. Лидия Ивановна умирает 27 лет от роду. Долго он рос среди случайных людей и дальних родственников, воспитывался в детском доме. Мальчик рано научился рисовать, это скрашивало его существование в самые страшные и трагические моменты. Тайга и скалы с могучими вековыми соснами и елями - суровый и величественный пейзаж, запавший в душу на всю жизнь. Свято любить и понимать красоту всего всего живого научила его разыскавшая будущего художника бабушка - вдова расстрелянного в 1937 году священника и иконописца отца Иоанна Левицкого.

 Екатерина Сергеевна Юрьева-Левицкая водила мальчика в лес, в горы, учила восхищаться природой, небом, землёю, видеть гармонию Божьего мира, учила доброте и ответственности перед этим миром. Её светлый образ художник пронёс в душе и памяти до конца своих дней. Часто вспоминал он и рассказы старой учительницы Марии Ивановны Захаровой, разглядевшей в сироте художественный талант, о российской истории, о русской культуре, о старых «царских» временах.
 Эвакуированная из Москвы в годы Великой Отечественной войны, она преподавала в школе черчение и рисование. Занятия в кружке ИЗО, которым руководила Мария Ивановна, определили весь жизненный путь художника. От двух этих, без преувеличения, великих русских женщин, в самые страшные годы сохранивших национальные традиции, память о культурных свершениях своего народа, воспринял будущий мастер ту самую ответственность перед неповторимыми созданиями предков, безвестных зачастую русских мастеров, создавших шедевры древнерусской архитектуры. Эти шедевры и величие родной природы художник будет воспевать в своих полотнах всю жизнь.

 А начиналось его творчество с детских рисунков, где он трогательно изображал нежные белоствольные берёзки, добрых домашних животных, иллюстрации к классикам русской литературы, которых он всегда любил и прекрасно знал.
 В шестнадцать лет Виктор уходит на фронт. Мальчишку-добровольца в 1944 году отсылают на Дальний восток, подальше от большой войны, но через год война приходит и туда. В перерывах между боями, рисуя портреты сослуживцев, танки и пушки, в редкие минуты отдыха, он вспоминал родной Урал, его сказочные пейзажи, любимую бабушку, молитвы которой хранили солдата в самые страшные моменты. Провожая внука на фронт, матушка Екатерина зашила текст молитвы ему в нагрудный карман. По воспоминаниям Виктора Владимировича, неоднократно под ураганным огнём противника, он единственный из всего подразделения оставался живым. Военный призыв служил в армии семь лет.

 В это время - в 1948-50 годах. Виктор Астальцев учился на заочных курсах рисования и живописи народной академии в Москве. Чемодан с армейскими рисунками, к сожалению, остался у фронтового друга навсегда.

 Демобилизовавшись в 1951 году, Виктор поступил в Московское художественное училище памяти 1905 года на театрально-декорационное отделение.
 В 1956-58 годах работал художником-декоратором в Центральном детском театре в Москве. Обладая прекрасными артистическими и вокальными данными, заменял, бывало, по воспоминаниям самого художника, своего тогдашнего друга- приятеля - начинающего актёра ЦДТ Олега Ефремова в небольших ролях. Благо многие находили между ними внешнее сходство, а после весёлых дружеских пирушек художник иногда оказывался в лучшей форме, чем артист.

 Несмотря на уговоры друзей-актёров бросить «свою мазню» и заняться артистической карьерой, в 1958 году, отработав положенные три года по распределению, поступает в Московский художественный институт имени В.И.Сурикова. В Члены Союза Художников был принят в 1964 году - сразу после защиты диплома в институте. С 1957 года активно участвует в многочисленных всесоюзных, республиканских и областных выставках, что было совсем непросто в те атеистические годы.

 Художнику, писавшему церкви и монастыри вместо партийных лидеров и съездов КПСС, приходилось несладко. Но тем не менее, постоянно проходят персональные экспозиции живописи Астальцева в Москве, Подмосковье, в разных городах страны. Несколько сотен его работ уже в те «невыездные» годы попадают за рубежи Советского Союза: в США, Германию, Англию, Японию, Сирию, Грецию, в Нидерланды и другие государства мира.
 

Продолжение

Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Размещение информации на сайте
Cсылки

Поиск


Биометрическая система учета рабочего времени и контроля доступа www.biotime.ru; Выбрать шеллак для маникюра ... в москве!

Итальянская живопись  Французская живопись  Ассоциация художников инвалидов Драгоценные камни Русская архитектура
Arts.In.UA

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.

Все права сохранены. При использовании материалов сайта, ссылка на artsait.ru обязательна. Права на все произведения, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам.