А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Батурин Виктор Павлович (1863-1938)

 

Родился 1 октября 1863 года в селе Становом Жердевской волости, Новосильского уезда, Тульской губернии. Отец - Батурин Павел Петрович, из небогатой дворянской семьи. Окончил Орловский Бахтинский Кадетский корпус. Военные науки его не интересовали, но все же юнкером он был отправлен на войну в Севастополь. Но их полк не успел принять участия в войне, так как был заключен мир и полк вернули. По возвращении полка Павел Петрович вышел в отставку и приехал в Становое, где занялся устройством разоренного хозяйства.
Мать – Анна Никифоровна Никишина, (по другим данным Соболева),1843 года рождения, с 14 лет - крепостная в доме помещицы Прасковьи Ивановны Батуриной.
Прасковья Ивановна была женщина властная, вздорная. Ее муж Петр Петрович был опекуном каких-то сирот и по своей доверчивости, большую часть сиротских денег для увеличения их дохода отдал под вексель. По векселю ему не уплатили, денег у него не было и он покончил жизнь самоубийством.
У Петра Петровича и Прасковьи Ивановны было двое сыновей: Иван и Павел (отец Виктора Павловича) и две дочери: Елена и Аделаида. Елена вышла замуж за Пашкова Михаила Николаевича, а Аделаида за Анучина Алексея Николаевича. Сын Иван во время Крымской Компании участвовал во взятии крепости Карс и от ужасов войны сошел с ума и до конца жизни жил в Становом.
Временно обязанная Анна Никифоровна продолжала свою службу у помещицы, полюбила Павла Петровича и в 19 лет, 1 октября 1863 года, родила сына Виктора, за что из хором барских была сослана в скотную избу, где и жила с сыном. Прасковья Ивановна не позволяла Павлу Петровичу женится на крепостной. В то время у него уже было двое детей: сын Виктор и дочь Мария. Как внебрачный ребенок, Виктор Павлович носил фамилию по крестному отцу – Иванов. В конце концов, Павел Петрович ушел от матери и поступил служить к помещику Дьякову управляющим. Мать лишила его наследства. Только после смерти Прасковьи Ивановны родители Виктора Павловича обвенчались. Павел Петрович стал работать управляющим имением в Становом, которое принадлежало его сестрам, Елене и Аделаиде.
Виктор Павлович учился в школе для крестьянских детей, а затем был принят в реальное училище в г. Орле. Здесь впервые проявилась его тяга к рисованию, он брал дополнительные уроки рисования, карандашом и акварельными красками и учителя рисования П.Г.Некрасов и Савелов рекомендовали ему поступить в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. В 1882 году он был вынужден уйти из 5- го класса реального училища и осенью 1882 года по конкурсному экзамену был принят в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).

Его учителями были Павел Семенович Сорокин, Сергей Иванович Иванов – скульптура, Илларион Михайлович Прянишников, Павел Алексеевич Десятов – живопись. Живопись в натурном классе преподавали: Владимир Егорович Маковский и Евграф Семенович Сорокин, Василий Дмитриевич Поленов. Затем прибавились по живописи и рисованию: Клавдий Васильевич Лебедев и Николай Васильевич Неврев. Виктор Павлович был освобожден от общеобразовательных наук, так как программа 5 класса Реального училища соответствовала программе школы Живописи, за исключением специальных предметов. Историю искусства преподавал Сергей Яковлевич Лучшев, линейную и теневую перспективу преподавал Александр Портогенович Попов, анатомию человека - ректор Московского университета Смирнов. Смотрителем классов был Мжедлов Александр Захарович. Директором школы был Лев Михайлович Жемчужников. Каждый месяц были экзамены по искусству, и лучшие рисунки учеников отбирались и в конце года по этим рисункам учеников переводили в следующие классы. На рождественских каникулах в школе устраивались ученические выставки картин, скульптуры и архитектуры.

В Москве Виктор Павлович учился и жил на очень ограниченные средства, получая от родителей 7-10 руб. в месяц. Жил он в то время в Ляпинском общежитии. С ним жили его школьные товарищи: бароны Клодт Николай и Евгений Александровичи, Алексей Михайлович Корин и Василий Никитович Мешков. На досуге Виктор Павлович занимался копированием картин в Третьяковской галерее и Румянцевском музее. Ему начали заказывать копии с картин, и появился первый заработок. Наконец то он начал сам зарабатывать деньги и перестал быть зависимым от чрезвычайно бедно живших родителей. К тому времени в семье родителей, кроме Виктора Павловича было: 6 братьев - Сергей, Алексей, Анатолий, Владимир, Николай, Михаил и 5 сестер - Мария, Екатерина, Наталья, Ольга и Елизавета.
В 1884 году он был приписан к Орловскому мещанскому обществу для отбывания воинской повинности и был зачислен в ратники ополчения 2-го разряда.

Школу живописи, ваяния и зодчества он окончил в 1888 году и участвовал в последний раз в ученической выставке давшей ему 1500 руб. В газетах и толстых журналах «Артист» и «Русская Мысль» были опубликованы хорошие рецензии на работы Виктора Павловича.
Через некоторое время после окончания училища он выстроил себе в Становом мастерскую, здесь им было написано много картин.
Летом ездил на этюды в Крым, на Кавказ, Украину, Палангу, Смоленскую, Калужскую, Московскую, Тульскую губернию и др. В Москве жил товарищ его отца, присяжный поверенный Куприянов Х.В., принимавший большое участие в судьбе Виктора Павловича. По словам Батурина, именно он посоветовал Виктору Павловичу поработать под руководством Григория Григорьевича Мясоедова и познакомил с ним. Под руководством и по приглашению Григория Григорьевича Мясоедова работал у него на даче в Павленках под Полтавой. Много писал с натуры. Здесь был написан этюд для картины «Рубка леса», выставленной Виктором Павловичем на его последней ученической выставке. Картина была продана в первый же день выставки. Этюд к этой картине был куплен П.М. Третьяковым и ныне находится в Третьяковской галерее.
Участвовал в трех выставках Товарищества передвижников (ТПВХ). (в Петербурге и Москве - 19-я в марте-мае 1891, 20-я в феврале - мае 1892 и 35-я в январе - марте 1907). Являлся одним из организаторов Московского передвижного товарищества художников. Эти выставки побывали в городах Орел, Тверь, Ярославль и др. Участвовал в выставках Петербургского общества художников – член общества с 1910 года. С выставки картин Петербургского общества его картина «Сад цветет», была куплена для Зимнего дворца.

Спустя несколько лет после окончания школы Виктор Павлович решает поступить учиться в Петербургскую Академию. Собрав все свои этюды, он поехал в Петербург на просмотр к Архипу Ивановичу Куинджи. Хорошо знавший Батурина, ректор Академии Владимир Егорович Маковский представил его Куинджи. По окончании осмотра этюдов Куинджи обнял Виктора Павловича и сказал:»Поезжайте, работайте летом, а осенью приезжайте прямо ко мне в мастерскую». Батурин был очень рад, получивши такой хороший отзыв о своих работах от такого великого пейзажиста, как Куинджи. К сожалению учеба эта сорвалась из-за отсутствия в то время денег на жизнь в Петербурге. Виктор Павлович был вынужден остаться в Москве.

В 1888-90 работал художником декоратором Большого театра в Москве совместно с другими художниками: Егорьевым Николаем Николаевичем, Сергеевым, Савицким и др. . С 1890 по 1911 год состоял преподавателем рисования в частной гимназии Вишневской в Москве. С 1911 по 1914 год состоял на службе (рисовальщиком) на фабрике Полякова в Москве. В это время им был написан плафон над зрительным залом Московского Шелапутинского театра (не сохранился после пожара). Отделывал в Москве особняки в различных стилях. Расписывал церкви в Москве и на фабрике Полякова в Губайлове (около ст. Павшино).

В этот период Москва все больше и больше узнавала Виктора Павловича, работ с выставок ему никогда не приходилось брать обратно, все картины принимались выставками и продавались на них и в материальном отношении Виктор Павлович жил хорошо. Значительные суммы денег он отправлял родителям – благодаря ему все братья и сестры получили образование.

Картины его экспонировались на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1896), («Сектантское кладбище»), на Всемирной выставке в Сан-Луи (1904), на выставке в Берлине. Несколько его работ до революции находились в Румянцевском музее, в Цветковской галерее.

Писал в основном, пейзажи и натюрморты (масло, акварель): “Ненастье”, “Весенний день”, “Закат (1885, Музей-усадьба В.Д.Поленова), ”Рубка леса” (1888, Гос.Третьяковская галлерея)*, ”Горный пейзаж” (там же), «Среди засек» (~ 1892), “На хуторе”, “Москва-река” (1909, Иркутский областной художественный музей), “Весенние сумерки” (1910, там же), “Полевые цветы” (1910, Ульяновский областной худ. музей), “Дом Л.Н.Толстого в Ясной Поляне” (1911, Музей Л.Н.Толстого в Москве), “Дворик в Ясной Поляне”, “Пейзаж в Крыму” (1912, Тульский областной худ. музей), “Домик лесника” (1926, там же), “Полевые цветы” (1937), “Сад цветет” (~ 1911), “Морской берег. Коктебельская бухта” (1913 в семье Трындиных), “Морской берег. Скалы у Семеиза” (1913, там же), “Речка в горах” (1923), “Горная долина” (1925), “Пейзаж. Долина реки” (1900-1910) и др.

Очень хорошо были встречены художественной общественностью его картины: «Дачный уголок», «На хуторе», «Ранняя весна», «Пруд», представленные на Периодической выставке в Москве в Историческом музее в январе 1903 года, а также картины: «Майское утро», «Ненастный вечер», «Ранней весной», «Желтеющая нива», представленные на Периодической выставке в Москве в Историческом музее в январе 1904 года. На юбилейной ХХХ периодической выставке картин в 1910-11 годах им были выставлены картины: «Цветник», «Цветы запоздалые», «Дача». В Москве жил: в 1896 – Мясницкая ул. дом Духовной Консистории, меблированные комнаты, № 30, в 1901-02 – Сущевской части, Ивановский пер. дом Полетаевых.
 

Продолжение

Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Cсылки

Поиск


подробнее; Ремонт лобового стекла в юзао Москва в юзао tonirovkaauto.com

Итальянская живопись  Французская живопись  Ассоциация художников инвалидов Драгоценные камни
Arts.In.UA

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.