|
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я |
По фиксированным ценам мытьё фасадов на выгоднейших условиях. |
Бём (Эндаурова) Елизавета Меркурьевна (1843-1914). Продолжение
Пожалуй, самой неудачной книгой Бём стала «Азбука» (18??), картинки в которой «напоминают провинциальную рекламу, где аккуратно размещены на листе хорошенькие детские модели в маскарадных костюмах с говорящими названиями». «Азбука» — это огромный альбом, предназначенный для домашнего настольного рассматривания. Изображения детей здесь несколько вычурны, а сама книга напоминает лавку старьёвщика. Художнице очень хотелось создать нечто среднее между букварём и научно-популярной книгой и втиснуть туда как можно больше сведений о всех и всяческих вещах: монетах разного времени, сибирских камнях, посуде, русском оружии, сказочных персонажах и т.д. Но вот умения систематизировать эти материалы, разместить их в удобной для ребёнка форме ей не хватило. Впрочем, до той поры, когда художники вообще стали задумываться о систематизированных азбуках и детской научно-популярной книге, оставалось ещё несколько десятков лет. В 1883 году Бём сделала альбом «Типы из «Записок охотника» И.С.Тургенева в силуэтах» (книга увидела свет в последний год жизни писателя). В этом альбоме листы иллюстраций чередуются с листами, на которых среди заставок и виньеток помещены фрагменты текста. А сами силуэты охотников, рыбаков, нищих, ребятишек выразительны и необыкновенно точны, ведь все они были основаны на многочисленных натурных зарисовках. Редкое сочетание задушевности и познавательности сделало эти силуэты привлекательными для нескольких поколений зрителей. Работала художница и над книгами для самых
маленьких. Для них она создала небольшие альбомы
«Пословицы в силуэтах» (1884) и «Поговорки и
присказки в силуэтах» (1885). Помимо работы над книгами, Бём выступала и в
периодической печати. Её силуэты регулярно
воспроизводились в самых разных журналах и
альманахах, таких как «Нива», «Новое время»,
«Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация».
Художница поддерживала движение и идеи народников,
ратовавших скорее за просвещение народа, чем за
резкие революционные действия. Именно поэтому она
оформляла и богатые издания, и грошовые книжки
«Библиотеки свободного воспитания»
И.И.Горбунова-Посадова. Большую часть жизни художница посвятила созданию
детских книг. Но с возрастом ей стало трудновато
работать в технике литографии, и она занималась по
преимуществу акварелями, рисовала открытки и
иллюстрировала детские журналы «Игрушечка»
(1882-1886) и «Малютка» (1886-1887). С 1893 года Бём увлеклась изготовлением стеклянной посуды. Случилось это после поездки в Орловскую губернию на Мальцовские заводы, где директором хрустального завода был её брат Александр. Она делала формы для посуды, ориентируясь на старинные предметы: братины, стопы, чарки, ковши. Придумывала рисунки для эмалей. Сама расписывала посуду и внимательно наблюдала, если росписи делал кто-то другой. Некоторые рисунки гравировались, а потом протравливались на стекле. И опять-таки художница всё старалась делать сама, замечая лишь, что «травление было не крепкой водкой, а фтористой кислотой, настолько ядовитой, что надо надевать маску при травлении» Работы Елизаветы Меркурьевны (с 1868 года) участвовали в международных выставках — в Париже (1900), Мюнхене (1902), Милане (1906) — и везде получали медали. В Милане художница получила золотую медаль, как и на выставке в Чикаго (1893), за рисунки для вееров и изделия из стекла. Творчество Бём высоко оценивалось современниками — не только читателями её книг, но и крупными художниками. «Её черненькие я люблю больше многих беленьких», — говорил И.Е.Репин о работах Елизаветы Меркурьевны. И даже писал её портрет. В 1896 году, когда проходило чествование художницы
по случаю двадцатилетия её творческой деятельности,
среди множества телеграмм с поздравлениями была одна
от издателей «Посредника»: «Редакция «Посредника»
в день вашего юбилея горячо благодарит вас за всё,
что вы сделали для народных изданий, и от всей души
надеется, что вы ещё долго послужите вашей
прекрасной кистью этому делу для народа. Лев
Толстой, Горбунов-Посадов, Бирюков».
Поздравления также прислали В.Стасов, И.Айвазовский,
И.Репин,
А.Сомов, И.Забелин, А.Майков… Картины художника |
|
Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта. Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами. |