А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Брюллов Александр Павлович
(1798-1877). Продолжение

 

В 1825 г. Брюллов сообщает в письме родителям, что уже шесть месяцев не может уехать из Неаполя по причине большого числа заказов на акварельные портреты. Слухи о талантливом русском художнике дошли даже до короля Неаполя, и он также пожелал иметь исполненные им изображения членов своей семьи и царствующих особ. Установить, сколько именно акварельных портретов написал А. Брюллов в период пенсионерства, не представляется возможным. Среди известных ныне такие шедевры, как портрет В. А. Перовского в рост на фоне романтического южного пейзажа (1824), портреты Е. П. Полторацкой, семьи Г. Г. Гагарина (1827), И. А. Каподистрии, Е. И. Загряжской (оба 1820-е), автопортрет (1830). В этот сравнительно ранний, хотя в высшей степени зрелый период своего портретного творчества А. Брюллов пользовался акварельной техникой старых мастеров, то есть работал "сухой манерой", схожей с многослойной корпусной живописью мелкими мазками, что позволяло ему добиваться глубины и звучности цвета. При этом не использовались такие драгоценные свойства акварели, как легкость и прозрачность, в совершенстве выявляемые П. ф. Соколовым или братом художника - К. П. Брюлловым.

В 1830 г. А. Брюллов возвратился на родину. В 1831 г. он получает звание академика. С 1831 г. он - преподаватель Петербургской АХ, а с 1832 г. - профессор АХ. На 1830-е гг. приходится расцвет его архитектурной деятельности, осуществляются лучшие его проекты. Одновременно он продолжает работать и как художник. Появляются акварельные портреты президента AX A. H. Оленина (1831), видного государственного деятеля М. М. Сперанского (1833), замечательное изображение H. H. Пушкиной (1831-32) - единственный портрет жены поэта, созданный при его жизни. В этот период акварельная техника А. Брюллова претерпела заметные изменения. Он отошел от корпусного письма, мазок стал легче, свободнее. Художник пишет на желтоватой бумаге, используя ее теплый тон в качестве основного для изображения лица и рук модели. Занимаясь акварельными портретами, Брюллов не оставляет и рисованные, карандашные. Как и в 1820-е гг., они могли носить самостоятельный характер (портреты М. А. Власова, неизвестного в чине прапорщика, неизвестного с георгиевской лентой) или предназначаться для перевода в литографию. В 1930-х гг. А. Брюллов создает несколько замечательных рисунков-оригиналов для виньеток в книжных изданиях. Это прежде всего проникнутые романтическим настроением композиции для первой и второй частей "Сочинений" К. H. Батюшкова (1834), награвированные С. Ф. Галактионовым, и особенно широко известная сцена "Обед у книгоиздателя А. Ф. Смирдина", выполненная с натуры, также награвированная С. Ф. Галактионовым и помещенная в качестве виньетки на титульном листе альманаха "Новоселье" (1833, ч. I). Среди известных литераторов здесь очень выразительно изображен А. С. Пушкин. А. Брюллов был хорошо знаком с ним. К 1833 г. относятся его рисунки к поэме Пушкина "Домик в Коломне".

Уже после смерти поэта он выполнил другую серию - иллюстрации к "Каменному гостю" (1839). В 1840-х и в начале 1850-х гг. Брюллов продолжал работать как художник-график. Известны его портреты, выполненные карандашом ("Портрет И. И. Клодт") и акварелью ("Портрет блондинки"). В последующие три десятилетия интенсивность творчества художника заметно падает.
 

Назад

Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Размещение информации на сайте
Cсылки

Поиск



Итальянская живопись  Французская живопись  Ассоциация художников инвалидов Драгоценные камни
Arts.In.UA

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.

Все права сохранены. При использовании материалов сайта, ссылка на artsait.ru обязательна. Права на все произведения, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам.