|
Брюллов Александр Павлович
(1798-1877). Продолжение
В 1825 г. Брюллов сообщает в письме родителям, что уже шесть месяцев
не может уехать из Неаполя по причине большого числа заказов на акварельные
портреты. Слухи о талантливом русском художнике дошли даже до короля
Неаполя, и он также пожелал иметь исполненные им изображения членов
своей семьи и царствующих особ. Установить, сколько именно акварельных
портретов написал А. Брюллов в период пенсионерства, не представляется
возможным. Среди известных ныне такие шедевры, как портрет В. А. Перовского
в рост на фоне романтического южного пейзажа (1824), портреты Е. П.
Полторацкой, семьи Г. Г. Гагарина (1827), И. А. Каподистрии, Е. И. Загряжской
(оба 1820-е), автопортрет (1830). В этот сравнительно ранний, хотя в
высшей степени зрелый период своего портретного творчества А. Брюллов
пользовался акварельной техникой старых мастеров, то есть работал "сухой
манерой", схожей с многослойной корпусной живописью мелкими мазками,
что позволяло ему добиваться глубины и звучности цвета. При этом не
использовались такие драгоценные свойства акварели, как легкость и прозрачность,
в совершенстве выявляемые П. ф. Соколовым или братом художника -
К.
П. Брюлловым.
В 1830 г. А. Брюллов возвратился на родину. В 1831 г. он получает
звание академика. С 1831 г. он - преподаватель Петербургской АХ, а с
1832 г. - профессор АХ. На 1830-е гг. приходится расцвет его архитектурной
деятельности, осуществляются лучшие его проекты. Одновременно он продолжает
работать и как художник. Появляются акварельные портреты президента
AX A. H. Оленина (1831), видного государственного деятеля М. М. Сперанского
(1833), замечательное изображение H. H. Пушкиной (1831-32) - единственный
портрет жены поэта, созданный при его жизни. В этот период акварельная
техника А. Брюллова претерпела заметные изменения. Он отошел от корпусного
письма, мазок стал легче, свободнее. Художник пишет на желтоватой бумаге,
используя ее теплый тон в качестве основного для изображения лица и
рук модели. Занимаясь акварельными портретами, Брюллов не оставляет
и рисованные, карандашные. Как и в 1820-е гг., они могли носить самостоятельный
характер (портреты М. А. Власова, неизвестного в чине прапорщика, неизвестного
с георгиевской лентой) или предназначаться для перевода в литографию.
В 1930-х гг. А. Брюллов создает несколько замечательных рисунков-оригиналов
для виньеток в книжных изданиях. Это прежде всего проникнутые романтическим
настроением композиции для первой и второй частей "Сочинений" К. H.
Батюшкова (1834), награвированные С. Ф. Галактионовым, и особенно широко
известная сцена "Обед у книгоиздателя А. Ф. Смирдина", выполненная с
натуры, также награвированная С. Ф. Галактионовым и помещенная в качестве
виньетки на титульном листе альманаха "Новоселье" (1833, ч. I). Среди
известных литераторов здесь очень выразительно изображен А. С. Пушкин.
А. Брюллов был хорошо знаком с ним. К 1833 г. относятся его рисунки
к поэме Пушкина "Домик в Коломне".
Уже после смерти поэта он выполнил другую серию - иллюстрации к "Каменному
гостю" (1839). В 1840-х и в начале 1850-х гг. Брюллов продолжал работать
как художник-график. Известны его портреты, выполненные карандашом ("Портрет
И. И. Клодт") и акварелью ("Портрет блондинки"). В последующие три десятилетия
интенсивность творчества художника заметно падает.
Назад
Картины художника
|
|