|
Бруни Лев Александрович
(1894-1948)
Л. А. Бруни происходил из семьи с давними
художественными традициями: его прадедом был известный акварелист
прошлого века П. Ф. Соколов, среди родных был знаменитый
живописец-академист Ф. А. Бруни, в
родстве он был и с семьей Брюлловых. "В моих жилах течет не кровь, а
акварель", - шутил художник. И в самом деле, он был прирожденным
акварелистом, виртуозно владел всеми секретами этой изящной и
трудной техники.
Учился Бруни в Петербурге - в частной школе
княгини М. К. Тенишевой, в Высшем художественном училище при АХ
(1910- 11) - у знаменитых баталистов Ф. А. Рубо и
Н. С. Самокиша, а
в 1911 г. - в мастерской Я. Ф. Ционглинского; затем в Париже, в
академии Р. Жюлиана и у Ж.-П. Лоранса(1912). Он начинал с живописи.
Картина "Радуга" (1915) создавалась под влиянием древнерусских икон
и одновременно одного из новейших течений европейского искусства -
кубизма. Крепкие, простые объемы, строго уравновешенная композиция,
сильные контрасты глубоких, насыщенных красок - красной и зеленой,
синей и желтой - все говорит о стремлении художника не столько
передать определенную живую натуру (молодую крестьянку в поле),
сколько найти обобщенный образ спокойного величия и мощи. Но в те же
и последующие годы Бруни неутомимо рисует легким, точным карандашом
близких ему людей в непринужденных позах, изображает репетирующих
балерин (серия "Балет", 1925), пишет нежной, прозрачной акварелью
природу, артистически передавая ее подвижность, трепет ветвей и
листьев на ветру. Его кисть часто наносит для этого на бумагу
быстрые вибрирующие штрихи, в которых отчетливо видно точное и
свободное движение руки художника. Такие работы, наиболее
соответствующие порывистой натуре Бруни, и определяли, при всей их
кажущейся скромности, его дальнейшее развитие.
В 1923 г. художник переезжает в Москву.
Здесь он преподает в художественных институтах, занимается
иллюстрированием изданий. Его легкими, трепетными рисунками украшены
книги "Дон-Кихот" М. Сервантеса (1924), "Исповедь сына века" А.
Мюссе (1932), "Шахнаме" Фирдоуси (1934), "Лирика" Низами (1947) и
др. Особое место в творчестве Бруни занимает монументальное
искусство.
С 1935 г. и до конца жизни художник
руководил мастерской монументальной живописи, созданной с его
участием при Академии архитектуры СССР. В самой удачной из его
собственных монументальных работ художнику удалось сохранить,
переведя в громадный масштаб, подвижное изящество своей акварельной
техники. Населенные зверьем романтические джунгли написал он
акварелью по шелку на стенах зимнего сада в Центральном доме
пионеров в Москве (1935-36). Им же созданы фрески для столичного
Музея охраны материнства и младенчества (1933, совместно с
В. А.
Фаворским), для текстильного комбината в Ташкенте (1936), павильонов
Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939). Бруни принадлежит и
роспись плафона в зрительном зале Центрального театра Советской
Армии. В мертвящей атмосфере официального "реализма" 1930-40-х гг.
подвижное, легкое искусство Бруни оставалось живым островком
эмоционального поэтического творчества.
Картины художника
|
|