А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Чернецовы Григорий и Никанор Григорьевичи
(1802-1865). Продолжение

 

Григорий Чернецов изобразил 223 портретные фигуры известных писателей, художников, музыкантов, актеров, общественных деятелей, среди которых В. А. Жуковский, И. А Крылов, Н. И. Гнедич, А С. Пушкин, Д. В. Давыдов, И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский, Ф. П. Толстой, К П. и А П. Брюлловы, А.Н.Оленин, П.А.Каратыгин, В.Н.Асенкова, сами братья Чернецовы, их отец и др. Все они написаны с натуры (за исключением А. А. Иванова, который находился в Риме).

Работа вызвала всеобщий интерес в Петербурге, но не понравилась Николаю I: слишком много внимания уделено зрителям парада и мало - ему самому. Картина простояла несколько лет в мастерской автора, пока ее не купили в дар наследнику престола. В это время Никанор Чернецов путешествует с председателем ОПХ по Кавказу (1829-31). Потом он находится на службе у новороссийского генерал-губернатора М. С. Воронцова в Крыму (1833-36). В результате он проехал все побережье Черного моря от Поти до Анапы, жил в Тифлисе, познакомился с Кахетией и Абхазией, добрался до границы с Турцией в Карее. Столь же внимательно осмотрел достопримечательности Крыма. Его интересовали природа, города, руины, быт, костюмы, различные этнические типы.

Никанор сделал несколько сот очень тщательных рисунков акварелью, пером и сепией, на основе которых написал позже множество картин маслом ("Вид Суринамской крепости в Грузии", "Вид Тифлиса", обе 1832; несколько вариантов "Дарьяльского ущелья", 1832-33; "Вид на Аю-Даг в Крыму со стороны моря", "Вид у подножия Аю-Дага", обе 1836; "Крымские Гагры в Абхазии", 1837; "Вид Тифлиса", 1839, и др.).

Никанор Чернецов создал своеобразную живописную энциклопедию юга России. Картины его были очень популярны - в эпоху романтизма ценили экзотику. Известно, что в кабинете А. С. Пушкина висел пейзаж Никанора "Дарьяльское ущелье" (1832).

С 1837 г. братья Чернецовы работают вместе. У них возникает идея проплыть от истока до устья по Волге и запечатлеть все те красоты и достопримечательности, которыми так богата великая русская река. Со свойственной им целеустремленностью Чернецовы эту идею осуществляют. С 22 мая по 18 ноября 1838 г. они, вместе с младшим братом Поликарпом и учеником Антоном Ивановым, плывут в специально оборудованной лодке-мастерской от Рыбинска почти до самой Астрахани. Недалеко от Астрахани лодку затерло льдами, и плавание пришлось прекратить. Опять было много зарисовок, этюдов и позже картин. Сделали братья и полную рисованную панораму обоих берегов Волги. Она состояла из 1981 листа, имела длину более 700 м и накатывалась на валик.

Чернецовы поднесли ее Николаю I. Ответом был "ценный подарок": панораму забрали в Эрмитаж (в 1880-х гг. уже говорили об ее обрывках, ныне она хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге).

В 1840-х гг. Чернецовы в основном работают за границей. В Италии Григорий пишет большой протокольно точный портрет в пейзаже "Русские художники в Риме в 1842 году" (1842). Изображены А. А. Иванов, Ф. А Бруни, И. К Айвазовский, А Н. Мокрицкий, А. В. Тыранов (всего 43 портрета) на фоне развалин римского Форума.

У Никанора появляется несколько самых свободных, самых живописных и гармоничных в его творчестве пейзажей ("Колизей", 1840; "Грот в окрестностях Рима", 1840-е, и др.).

Новые мотивы художники привезли из стран Ближнего Востока.
В Петербурге они пробовали издавать тетради литографий с видами Палестины, но успеха не было, и издание пришлось прекратить. Материальные дела Чернецовых расстраиваются. Они пишут еще по прежним впечатлениям виды разных мест: Григорий - "Площадь Святого Петра в Риме во время папского богослужения", "Мертвое море" (обе 1850), "Подземная часовня в Иерусалиме" (1852); Никанор - "Вид Юрьевца-Повольского" (1851), "Вид на Волге" (1852), "Вид города Ярославля", "Вид города Саратова при закате солнца" (оба 1860), "Вид Иерусалима с Елеонской горы" (1863) и др.

В надежде на материальную помощь братья в 1862 г. подносят новому императору, Александру II, рукописный экземпляр своих "Записок о путешествии по Волге" с иллюстрациями в тексте. На этот раз не последовало даже "ценного подарка".

Когда в 1865 г. умер Григорий Чернецов, Никанору не на что было похоронить его. АХ прислала 200 рублей через две недели. Больной и нищий Никанор предлагает руководству АХ купить 4 портфеля рисунков его и Григория. После долгих раздумий АХ согласилась приобрести рисунки в рассрочку на несколько лет. Никанор Чернецов так и не получил всей суммы.

Назад

Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Cсылки

Поиск



Итальянская живопись  Ассоциация художников инвалидов

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.