|
Чернецовы Григорий и Никанор Григорьевичи
(1802-1865). Продолжение

Григорий Чернецов изобразил 223 портретные фигуры
известных писателей, художников, музыкантов, актеров, общественных
деятелей, среди которых В. А. Жуковский, И. А Крылов, Н. И. Гнедич,
А С. Пушкин, Д. В. Давыдов, И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский,
Ф. П. Толстой, К П. и А П. Брюлловы, А.Н.Оленин, П.А.Каратыгин,
В.Н.Асенкова, сами братья Чернецовы, их отец и др. Все они написаны
с натуры (за исключением А. А. Иванова, который находился в Риме).
Работа вызвала всеобщий интерес в Петербурге, но не понравилась
Николаю I: слишком много внимания уделено зрителям парада и мало -
ему самому. Картина простояла несколько лет в мастерской автора,
пока ее не купили в дар наследнику престола. В это время Никанор
Чернецов путешествует с председателем ОПХ по Кавказу (1829-31).
Потом он находится на службе у новороссийского генерал-губернатора
М. С. Воронцова в Крыму (1833-36). В результате он проехал все
побережье Черного моря от Поти до Анапы, жил в Тифлисе, познакомился
с Кахетией и Абхазией, добрался до границы с Турцией в Карее. Столь
же внимательно осмотрел достопримечательности Крыма. Его
интересовали природа, города, руины, быт, костюмы, различные
этнические типы.
Никанор сделал несколько сот очень тщательных
рисунков акварелью, пером и сепией, на основе которых написал позже
множество картин маслом ("Вид Суринамской крепости в Грузии", "Вид
Тифлиса", обе 1832; несколько вариантов "Дарьяльского ущелья",
1832-33; "Вид на Аю-Даг в Крыму со стороны моря", "Вид у подножия
Аю-Дага", обе 1836; "Крымские Гагры в Абхазии", 1837; "Вид Тифлиса",
1839, и др.).
Никанор Чернецов создал своеобразную живописную
энциклопедию юга России. Картины его были очень популярны - в эпоху
романтизма ценили экзотику. Известно, что в кабинете А. С. Пушкина
висел пейзаж Никанора "Дарьяльское ущелье" (1832).
С 1837 г. братья Чернецовы работают вместе. У них возникает идея проплыть от истока
до устья по Волге и запечатлеть все те красоты и
достопримечательности, которыми так богата великая русская река. Со
свойственной им целеустремленностью Чернецовы эту идею осуществляют.
С 22 мая по 18 ноября 1838 г. они, вместе с младшим братом
Поликарпом и учеником Антоном Ивановым, плывут в специально
оборудованной лодке-мастерской от Рыбинска почти до самой Астрахани.
Недалеко от Астрахани лодку затерло льдами, и плавание пришлось
прекратить. Опять было много зарисовок, этюдов и позже картин.
Сделали братья и полную рисованную панораму обоих берегов Волги. Она
состояла из 1981 листа, имела длину более 700 м и накатывалась на
валик.
Чернецовы поднесли ее Николаю I. Ответом был "ценный
подарок": панораму забрали в Эрмитаж (в 1880-х гг. уже говорили об
ее обрывках, ныне она хранится в Российской национальной библиотеке
в Санкт-Петербурге).
В 1840-х гг. Чернецовы в основном работают за
границей. В Италии Григорий пишет большой протокольно точный портрет
в пейзаже "Русские художники в Риме в 1842 году" (1842). Изображены
А. А. Иванов,
Ф. А Бруни,
И. К Айвазовский, А Н. Мокрицкий,
А. В. Тыранов (всего 43 портрета) на фоне развалин римского Форума.
У
Никанора появляется несколько самых свободных, самых живописных и
гармоничных в его творчестве пейзажей ("Колизей", 1840; "Грот в
окрестностях Рима", 1840-е, и др.).
Новые мотивы художники привезли
из стран Ближнего Востока.
В Петербурге они пробовали издавать
тетради литографий с видами Палестины, но успеха не было, и издание
пришлось прекратить. Материальные дела Чернецовых расстраиваются.
Они пишут еще по прежним впечатлениям виды разных мест: Григорий -
"Площадь Святого Петра в Риме во время папского богослужения",
"Мертвое море" (обе 1850), "Подземная часовня в Иерусалиме" (1852);
Никанор - "Вид Юрьевца-Повольского" (1851), "Вид на Волге" (1852),
"Вид города Ярославля", "Вид города Саратова при закате солнца" (оба
1860), "Вид Иерусалима с Елеонской горы" (1863) и др.
В надежде на
материальную помощь братья в 1862 г. подносят новому императору,
Александру II, рукописный экземпляр своих "Записок о путешествии по
Волге" с иллюстрациями в тексте. На этот раз не последовало даже
"ценного подарка".
Когда в 1865 г. умер Григорий Чернецов, Никанору
не на что было похоронить его. АХ прислала 200 рублей через две
недели. Больной и нищий Никанор предлагает руководству АХ купить 4
портфеля рисунков его и Григория. После долгих раздумий АХ
согласилась приобрести рисунки в рассрочку на несколько лет. Никанор
Чернецов так и не получил всей суммы.
Назад
Картины художника
|
|