|
Ческий Иван Васильевич
(1777—1848). Продолжение
Совместно с А. Ф. Березниковым и В. Ивановым Иван Ческий награвировал серию "Виды села Надеждина" (1800-е, с
оригиналов В. Причетникова). В отличие от серии знаменитых
пригородов Петербурга, носящей представительный, торжественный
характер, виды Надеждина, имения князя А. Б. Куракина, более
свободны, интимны, лиричны. Это вполне согласуется с эстетикой
сентиментализма - направления, утвердившегося в русской культуре
последнего десятилетия XVIII в. Вообще в творчестве Ивана Ческого
выражена связь с основными событиями русской истории и культуры.
Царствование Александра I, Отечественная война 1812 г., золотой век
русской литературы - все это отражено в его гравюрах. Александру I,
государю-строителю ампирного Петербурга, посвящен значительный по
размерам "Вид Биржи с Большой Невы" (с рисунка М. Ша-тошникова).
Царь-победитель и слава русской армии стали темой другой гравюры
Ивана Ческого - "Благодарственный молебен в Париже 19 марта 1814
года". Художник награвировал также ряд портретов своих современников
- героев Отечественной войны: князя И. В. Багратиона, графа П. X.
Витгенштейна, генерал-майоров Я. П. Кульнева и А. Н. Сеславина,
полковника А. С. Фигнера и др. Героико-романтический период русской
истории завершился со смертью Александра I.
Иван Ческий обращается к
последним дням жизни русского императора, награвировав лист
"Последние минуты пребывания императора Александра в
Санкт-Петербурге", изображающий царя перед поездкой в Таганрог.
Большой круг работ Ивана Ческого связан с русской литературой,
переживавшей в первой половине XIX в. свой расцвет, с пе чатными
книгами и альманахами, которых в то время выходило множество. Он
гравирует виньетки и титульные листы, иллюстрации и портреты
писателей, украшавшие издания их сочинений или прилагавшиеся к
отдельным выпускам альманахов. Так появляются портреты К. Н.
Батюшкова, И. Ф. Богдановича, И. И. Дмитриева, В. А, Жуковского и
других не менее известных литераторов. Иван Ческий гравировал по
оригиналам разных художников.
Особенно плодотворным оказалось его
сотрудничество с И. А. Ивановым; по его рисункам выполнены титульные
листы к книгам "Опыты в стихах и прозе К. Батюшкова" (1817),
"Идиллии Владимира Панаева" (1820), "Проза и стихи В. Филимонова"
(1822), а также превосходные иллюстрации к басням И. А. Крылова. По
оригиналам А. Нотбека награвированы иллюстрации к пушкинскому
"Евгению Онегину", помещенные в "Невском альманахе" за 1829 г.; с
оригиналов А. П. Брюллова - иллюстрации к поэме "Домик в Коломне"
(1832). Обращался художник и к творчеству Г. Р. Державина, В. А.
Жуковского, И. И. Лажечникова.
Им награвировано множество титульных
листов для альманахов, получивших большое распространение в России в
1820-х гг., в частности для знаменитого альманаха "Северные цветы",
издававшегося А. А. Дельвигом. Такая активная работа художника в
области книжной гравюры вполне объяснима. Когда появившаяся в России
в середине 1810-х гг. литография начала постепенно вытеснять гравюру
на меди, именно книга на некоторое время стала для нее относительно
надежным прибежищем. Здесь классическая гравюра еще долго сохраняла
свои позиции.
Назад
Картины художника
|
|