|
Феофан Грек
(около 1337- после 1405). Продолжение

Феофан Грек создает мир, полный драматизма,
напряжения духа. Его святые суровые, отстраненные от всего вокруг,
углубившиеся в созерцание безмолвия - единственного пути к спасению.
Стилю Феофана пытались следовать в Новгороде художники,
расписывавшие церковь Федора Стратилата на Ручью, однако в целом
индивидуальность мастера оказалась исключительной для Руси - страны,
далекой от духовного опыта Византии и искавшей свой путь.
После 1378 г. Феофан, по-видимому, работал в
Нижнем Новгороде, но его росписи этого периода до нас не дошли.
Приблизительно с 1390 г. он находился в Москве и недолго в Коломне,
где мог расписывать Успенский собор, позже полностью перестроенный.
Здесь же, в соборе, хранилась и знаменитая впоследствии святыня -
икона "Богоматерь Донская" (на ее обороте - "Успение"), позже
перенесенная в Благовещенский собор Московского Кремля (ныне в ГТГ).
Ее исполнение некоторые исследователи связывают с творчеством
Феофана Грека.
Мастер выполнил несколько росписей в Московском
Кремле: в церкви Рождества Богородицы с приделом Святого Лазаря
(1395), где Феофан работал вместе с Симеоном Черным, в Архангельском
(1399) и Благовещенском (1405) соборах. Последний он расписывал
вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца. В Кремле Феофан
принимал участие в росписях казнохранилища князя Владимира
Андреевича и терема Василия I. Ни одна из этих работ не сохранилась.
Не исключено, что Феофан Грек участвовал в создании икон деисусного
чина, находящегося в настоящее время в Благовещенском соборе.
Однако, как доказано последними исследованиями, этот иконостас не
является первоначальным, относящимся к 1405 г., и деисусный чин мог
быть перенесен сюда лишь после опустошительного пожара в Кремле,
случившегося в 1547 г.
В любом случае иконы "Спас в силах",
"Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Апостол Петр", "Апостол Павел",
"Василий Великий", "Иоанн Златоуст" обнаруживают такие черты стиля и
такое высокое техническое мастерство, которые позволяют предполагать
здесь работу великого мастера.
Манера Феофана Грека в иконописи (если
согласиться с тем, что иконы деисусного чина Благовещенского собора
Московского Кремля написаны Феофаном) значительно отличается от
фресковой. Это может быть объяснено спецификой иконописи. Образы
деисусного чина внушительны и монументальны. Почти двухметровые
фигуры, исполненные внутренней значительности и самоуглубленности,
составляют единую композицию, подчиненную одному замыслу - воплотить
благодарственную молитву святых Спасу, творцу и владыке небесных
сил, и ходатайство их за род человеческий в день Страшного Суда. Эта
идея определила иконографическое решение и всей группы в целом, и
каждого образа в отдельности. Иконография чина имеет свои истоки в
алтарных росписях византийских храмов и теснейшим образом связана с
текстами главных молитв литургии. Подобная программа деисусного чина
со "Спасом в силах" впоследствии получила распространение в русских
иконостасах, но здесь она появляется впервые.
В отличие от фресковой росписи образы икон не
столь экспрессивны внешне. Их драматизм и скорбь словно ушли вглубь,
выявляясь в мягком свечении ликов, в приглушенных цветах одежд.
Каждый лик по типу и выражению эмоционального состояния ярко
индивидуален, почти портретен. Контуры фигур более спокойны, в их
рисунке яснее видна классическая традиция, уходящая истоками к
античности. Иконы написаны виртуозно, с использованием сложных и
разнообразных технических приемов, которые под силу лишь выдающемуся
мастеру. Среди икон, предположительно связанных с именем Феофана, -
"Иоанн Предтеча Ангел пустыни", "Преображение" и "Четырехчастная"
(все в ГТГ).
Назад
Картины художника
|
|