А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Холмогорец Семен Спиридонов(ич) (1642-1695)

 

Художник был родом из Холмогор, что и объясняет приставшее к нему прозвище. Большую часть жизни Семен Спиридонов (1642-1693/95) провел в Ярославле, который в XVII веке был вторым по величине городом России, уступая лишь Москве.

Вероятно, не только богатство города привлекло в него Семена Холмогорца - Север России в это время находился под влиянием старообрядцев, не признававших новой иконописи, которой художник был научен. Известно, что его брат Василий был тоже живописцем. Писал Семен Холмогорец большие иконы для городских приходских церквей.

В августе 1677 года в качестве руководителя ярославской артели мастеров он по царскому указу едет в Москву для коллективной «тонкой работы»: иллюстрировать миниатюрами количеством 200 листов Евангелие для Алексея Михайловича. Несмотря на лестный отзыв о его таланте Симона Ушакова, в Москве он оставлен не был и возвратился в Ярославль.

К середине XVII века ярославская школа иконописи становится общепризнанной. Ценят ее и в столице, работы ярославских мастеров приобретаются двором для вклада в Афонский монастырь, подарков Сирийскому патриарху, царю Грузии. В этом немалая заслуга Семена Холмогорца, лучшего мастера, гордости ярославской школы. Известно, что Холмогорец писал большие образа для ярославских церквей Николая Мокрого, Богоявления, Иоанна Златоуста в Коровниках, вместе с братом Василием расписал придел Преображенского собора Соловецкого монастыря.

Мир, представленный в работах Семена Спиридонова, поражает искусной красотой, в которой его современники видели достойный восхищения Божий промысел.

 Творчество его носило архаизирующую направленность, изображения на иконах Семена Холмогорца плоскостны графичны; средник и клейма линейно разделены. В то же время его талант прирожденного миниатюриста выразился в каллиграфичной проработке деталей, тонкости штрихов золотой пробелки, а декоративное дарование — в изысканности орнаментики. Плоскостное узорочье его икон по своему характеру напоминает произведения северного косторезного искусства, устюжское чернение по серебру.

Особенностями колористического строя произведений Семена Холмогорца являются плотный рыжевато-розовый цвет охрения, придающий ликам эффект загара, обилие золота, полное отсутствие синего цвета. Персонажам Семена Холмогорца свойственна напряженная угловатость, на лицах их лежит печать болезненности и меланхолии. Его Богоматерь — это, как правило, девочка с полудетским грустным личиком. Фон композиций обычно составляет архитектура, в изображении которой Семен Холмогорец был незаурядным мастером.

Среди наиболее значительных произведений Семена Холмогорца можно назвать икону «Илья-пророк в житии» (1679, Ярославский нсторико-архитектурный музей-заповедник); икону «Богоматерь с младенцем на престоле» (1682, церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославль), икону «Никола в житии» (1686, Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник).
 


Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Размещение информации на сайте
Cсылки

Поиск



Итальянская живопись  Французская живопись  Ассоциация художников инвалидов Драгоценные камни Русская архитектура
Arts.In.UA

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.

Все права сохранены. При использовании материалов сайта, ссылка на artsait.ru обязательна. Права на все произведения, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам.