|
Хруцкий Иван Фомич (Трофимович)
(1810-1885). Продолжение

Пейзаж часто служил фоном в его портретах и
жанровых полуфигурах. Так, в наиболее значительной работе 1830-х гг.
- "Портрете жены с цветами и фруктами" (1838) - молодая женщина
изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с
водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит
осенний пейзаж, решенный в багряных тонах. Подобная композиция,
представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и
пейзажа, появилась у Хруцкого как дань своеобразному порождению
русской живописи романтической эпохи.
Такие жанровые полуфигуры писали тогда многие
художники: О.А.Кипренский,
К.П.Брюллов,
Ф.А.Бруни,
А.В.Тыранов и др. В
творчестве некоторых живописцев (А.Г.Венецианов,
В.А.Тропинин) они
составили едва ли не главное направление. И если "Портрет жены"
стоит ближе к академическому направлению, представленному работами
К.П.Брюллова и
Ф.А.Бруни, то картина "Старуха, вяжущая чулок"
(1838) сближает Хруцкого с художниками, не имевшими академического
образования, - А.Г.Венециановым и особенно
В.А.Тропипиным. За
эту свою работу Хруцкий получил малую золотую медаль.
В 1839 г. он был удостоен звания академика
живописи. Причем остается неясным, получил ли художник звание за
конкретную работу, или же его удостоили звания "как известного
Академии отличными трудами в портретной, пейзажной и особенно
живописи плодов и овощей". Так или иначе, но с этого времени Хруцкий
перестает писать эффектные натюрморты-картины.
Происходят в жизни художника и другие, гораздо
более важные события. После смерти отца он оставляет Петербург и
около 1840 г. возвращается в Белоруссию в родительское имение
Захареничи Полоцкой губернии. Однако он не оставляет занятий
живописью, хотя теперь в его работах преобладает иная ориентация,
иные направления. Много внимания художник отдает выполнению
церковных заказов. По настоянию своего покровителя, униатского
митрополита Иосифа Семашко, он пишет иконостасы для униатских храмов
Вильнюса, Каунаса и других литовских городов.
В этот период Хруцкий принимает участие в издании
так называемого Вильнюсского альбома И. Вильчинского - серии
литографированных городских видов, выпушенных в Париже. Еще одна
линия творчества художника в это время представлена изображением
интерьеров - своеобразным жанром "в комнатах" ("Мастерская
художника", б. г.; "Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем
кабинете доклад секретаря", "В комнате", оба 1854; "В комнатах
усадьбы художника И.Ф. Хрупкого Захареничи", 1855, и др.).
Но, пожалуй, чаще всего наряду с религиозной
живописью он пишет портреты. Портретные изображения, как правило,
введены художником и в его "интерьеры". В собственно портретном
творчестве Хруцкий проявляет себя мастером несколько суховатым и
натуралистичным, выучеником скорее западной, чем русской школы.
Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого
человека (все 1842). Портрет Миколая Малиновского (1850-е) - может
быть, лучший из созданного им в портретном жанре. Здесь так же, как
и в "Автопортрете" (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий
усиливает выразительность удачным использованием контрастного
освещения - прием, к которому художник прибегал довольно часто.
Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий
пишет групповые портреты. Образцом произведений такого рода может
служить "Семейный портрет" (1854) с его суховатой тщательностью в
прорисовке деталей и строгой объективностью в передаче сходства
изображенных. Семейная группа (мать и трое детей) представлена на
фоне паркового пейзажа. В колористическом отношении это хорошо
сгармонированная работа, решенная в сдержанных, приглушенных тонах.
Написанный в середине 1850-х гг., "Семейный портрет", как и многое в
творчестве Хруцкого, представляется явлением переходным,
подготавливающим следующий этап в развитии русской живописи.
Назад
Картины художника
|
|