|
Иванов Александр Андреевич
(1806-1858). Продолжение

Самостоятельной областью творчества Александра Андреевича Иванова
являются этюды, выполненные в процессе работы над картиной и представляющие
собой синтез двух основных источников: классического искусства и его
собственных представлений о передаче определённых человеческих качеств
и состояний. В пейзажных этюдах Иванов добился огромных успехов в изображении
пространства. Он добился естественного сочетания объёма и пространства,
использовав достижения пленэрной живописи, и сохранив при этом выразительность
и насыщенность цвета. Картина “Явление Христа народу” осталась в истории
русского искусства замечательной школой углублённой работы над натурой,
над различными компонентами картины.
Двадцать лет работал А. Иванов над своим произведением. Но для того,
чтобы закончить его одного таланта и мастерства было не достаточно,
требовалось еще и особое состояние духа, чтобы выразить свою идеею художественными
средствами. Начав работу с полной верой в божественность избранной темы,
Иванов впоследствии подвергся сомнениям и колебаниям, особенно после
прочтения книги Штрауса о Христе, и уже не мог работать так увлеченно,
как прежде. Большое влияние на изменение мировоззрения художника оказали
революционные события 1848 г. в Италии, свидетелем которых был художник.
Иванов разуверился в возможности преобразования человечества путем религиозно-нравственной
проповеди средствами искусства.
Иванов задумывал свой собственный храм искусства, который стал бы
одновременно и историческим пантеоном человечества. В связи с этим последнее
десятилетие жизни художник работает над циклом “Библейских эскизов”,
которые художник, предназначил для росписей этого храма. Иванов трактовал
древние легенды как историю духовного и нравственного развития человечества.
Опираясь на исследования Д. Ф. Штрауса и творчески переосмысливая мотивы
искусства Древнего Востока, античности и Византии, художник “Библейских
эскизах” сочетал историю и быт, фантастику и обыденность. Он переосмыслил
образы Христа и его учеников, а многие евангельские чудеса трактовал
как миф. Сохраняя связь с традициями классицистического монументализма,
Иванов закладывает черты реалистического метода.
В “Явлении Христа народу” Иванов полностью отрекся от традиционных
академических рутинных взглядов и приемов; верх взяли его приверженность
натуре; поиски красоты, соответствующей индивидуальному характеру и
значению изображенных лиц. Он применял такие композиционные решения,
которые больше соответствуют изображаемому событию, ввёл цветовое пятно,
подчёркнутое контуром, достиг большой выразительности линий, открыл
новые возможности графики. В результате возник контраст условных приёмов
академической живописи с реалистическими достижениями Иванова, который
придал картине противоречивый характер. Вследствие этих противоречий
и из-за болезни глаз, которая в последнее время его пребывания в Италии
мешала художнику заниматься с желаемой усидчивостью, картина так и осталась
незавершённой.
В последние годы своего пребывания в Риме художник был занят хлопотами
по доставке картины в Россию. Только в 1858 г. Иванов решился отправить
“Явление” в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с нею.
В мае 1858 года картина А. Иванова “Явление Христа народу” прибыла
в Петербург и 28 мая 1858 года показана членам императорской фамилии,
высшим представителям государственной власти и президенту Академии художеств
великой княгине Марии Николаевне, дочери Николая I. Выставка картины
и всех относящихся к ней эскизов и этюдов состоялась в одной из зал
академии художеств стала таким событием в русском искусстве, какого
еще не было со времен К. Брюллова.
Картина вызвала резкое неприятие в официальных академических кругах,
которые утверждали, что автор не оправдал их ожиданий. Но для большинства
картина стала в высшей степени замечательным явлением и завоевала творцу
“Явления Мессии” горячее сочувствие. Для молодых художников картина
стала настоящим откровением и оказала огромное влияние на их творчество.
Распространились слухи, что царь хочет купить “Явление Христа народу”
вместо предполагавшихся 30 тысяч только за 10 или даже 8. Художник,
столько хлопотавший о вывозе картины из Италии, уставший от унижения,
равнодушия и бессмысленных хлопот в России, слег, пораженный холерой.
Через три дня 3 июля 1858 г. Александр Андреевич Иванов скончался. Через
несколько часов после кончины живописца стало известно, что “Явление
Мессии” было приобретено императором Александром II за 15 тысяч, а Иванов
милостиво пожалован орденом Святого Владимира.
Творчество крупнейшего мастера, русского живописца-философа А. А.
Иванова, обращенное одновременно и к прошлому и к будущему искусства
— это итог его нравственных и эстетических исканий. Произведения художника
сделали его одним из самых значительных русских живописцев XIX в.; его
высоко ценили Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский,
И. Н. Крамской,
И. Е. Репин.
Назад
Картины художника
|
|