|
Кандинский Василий Васильевич
(1866-1944). Продолжение

Русские годы
С началом войны Кандинский, российский подданный,
вынужден был покинуть Германию. Возвратившись на
родину через Швейцарию и Балканы, он поселился в
Москве; в 1916 посетил Швецию, в 1917 Финляндию. Его
живописные работы предреволюционных и революционных
лет обладали широким стилистическим диапазоном:
продолжая создавать экспрессивно-абстрактные полотна
(«Смутное», Третьяковская галерея, «Сумеречное»,
Русский музей, обе 1917; «Белый овал», 1920,
Третьяковская галерея, и др.), художник писал и
обобщенно-реалистические натурные пейзажи («Москва.
Зубовская площадь», «Зимний день. Смоленский
бульвар», обе ок. 1916, Третьяковская галерея), не
оставлял занятий живописью на стекле («Амазонка»,
1917; «Дамы в кринолинах», ок. 1918, обе в
Третьяковской галерее), а также создавал картины,
сочетавшие фигуративные элементы и
декоративно-беспредметное начало [«Москва I (Красная
площадь)», Третьяковская галерея; «Москва II»,
частное собрание, Мурнау, Германия, обе 1916].
После Октябрьской революции Кандинской активно
включился в общественную деятельность. Был членом
художественной коллегии Отдела изобразительных
искусств Наркомпроса, председателем Всероссийской
закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела
изобразительных искусств Наркомпроса, в 1919-21
заведовал московским Музеем живописной культуры.
Преподавал в Государственных художественных
свободных мастерских и Вхутемасе (1918-21), состоял
профессором Московского университета. В 1921
живописец-теоретик разработал программу деятельности
Института художественной культуры (Инхук), где
руководил секцией монументального искусства. В
печати регулярно появлялись статьи и теоретические
работы Кандинского; так появилась и
автобиографическая книга «Ступени» (М., 1918).
В январе 1921 Кандинский покинул Институт из-за
внутренних разногласий. Вскоре был избран
вице-президентом вновь созданной Российской Академии
художественных наук, в которой руководил также
физико-психологическим отделением. В декабре 1921
был откомандирован в Берлин для организации там
филиала Академии и установления культурных связей с
другими странами.
Переезд в Германию
В 1922 Кандинского пригласили преподавать в школу
«Баухауз», где ему были поручены занятия по стенной
живописи, по теории формы. В изданиях «Баухауза»
были опубликованы трактаты Кандинского, посвященные
вопросам формообразования, цветоведения,
сценическому синтезу искусств.
В живописи и графике Кандинский обратился к
воплощению своеобразных космологический идей,
интерес к которым возник у него еще в России
(графическая серия «Малые миры», 1923). В 1924-25
вместе с художниками Л. Фейнингером,
А. Г. Явленским, П. Клее вошел в объединение «Синяя
четверка».
В 1926 Кандинский опубликовал свой теоретический
труд «Точка и линия на плоскости», переизданный во
многих странах мира. Спроектировал и выполнил ряд
монументальных работ (эскизы живописных панно для
фойе «Свободной выставки», 1922; керамическое
оформление музыкальной комнаты для Международной
выставки в Берлине, 1931). Выступил как сценограф и
режиссер в постановке сюиты М. П. Мусоргского
«Картинки с выставки» в театре Дессау (1928). В 1928
принял немецкое подданство.
В 1920-е гг. художник достигает всемирного
признания, его персональные выставки и выставки
«Синей четверки» прошли во многих музеях и галереях
в странах Европы и США.
Во Франции
После закрытия нацистами школы «Баухауз» (1932)
переехал в Берлин, а оттуда в конце 1933 — во
Францию; поселился в Нейи-сюр-Сен, пригороде Парижа,
где жил до самой смерти (французское гражданство
получил в 1939).
Экспрессивно-органический стиль Кандинского
трансформировался в 1920-30-е гг.; композиции с
широким использованием правильных геометрических
элементов приобрели более упорядоченный характер («В
черном квадрате», 1923, Музей Соломона Р.
Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Тринадцать квадратов», 1930,
Национальный музей современного искусства, Париж, и
др.). Творчество парижского периода, получившее
наименование «синтетического», отмечено отпечатком
воздействия сюрреалистической живописи («Разные
части», «Вокруг круга», обе 1940, «Разнообразные
действия», 1941, Городская галерея Ленбаххауз,
Мюнхен, Германия, и др.). Работы Кандинского были
включены нацистами в экспозицию «Дегенеративное
искусство» (Мюнхен, 1937), часть его произведений
была уничтожена. Первые месяцы фашистской оккупации
художник провел в Пиренеях. Отказавшись эмигрировать
в США, в августе 1940 возвратился в Париж. В 1944
задумал создать комедийный фильм-балет на музыку Ф.
А. Гартмана. В ноябре-декабре 1944 состоялась его
последняя прижизненная персональная выставка в
Париже.
Назад
Работы художника
|
|