А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Маковский Владимир Егорович (1846-1920). Продолжение

 

На VII выставке ТПХВ Маковский представил работы, также связанные с образами народников, - "Узник" и "Оправданная" (обе 1882). К той же тематической серии можно отнести и картину "Вечеринка" (1875-97), живо передававшую атмосферу собраний и споров, столь привычных в те годы среди молодежи и студентов.

Одно из значительных полотен художника, повествующее о трагической повседневности, - это "Крах банка" (1881). Маковский показал чувства и переживания людей, вложивших свои последние сбережения в банк, потерпевший крах. Обморок несчастной старушки, растерянность купца, потрясенные и возмущенные лица и, наконец, самодовольство финансового дельца, единственно выигравшего от падения акций, изображены художником психологически ярко и точно. Глубоким сочувствием к городской бедноте проникнута картина "Свидание" (1883), перекликающаяся с сюжетом чеховского рассказа "Ванька". Художник запечатлел свидание матери с сыном, отданным "в учение" к ремесленнику, "в люди". Жалость и горечь вызывает образ забитого мальчугана, торопливо жующего принесенный матерью калач, и молчаливое понимание бедной деревенской женщины, с любовью и болью смотрящей на сына. Тем же щемящим чувством отмечена и картина "На бульваре" (1886-87), вновь затрагивающая темы города и деревни.

Размышление о женской доле вызывает сцена на скамейке московского бульвара, где подвыпивший нагловато-безразличный мастеровой играет на гармошке, а рядом с ним в задумчивости застыла молодая женщина с ребенком на руках. Приехавшая из глухой деревни к мужу, она подавлена одиночеством, отчуждением, холодностью их встречи. Унылый осенний пейзаж, голые ветви деревьев, покосившийся фонарь, большой незнакомый ей город - все вторит настроению этого безрадостного свидания. Блеклые краски пейзажа в сочетании с яркими пятнами одежды мастерового и его жены, с пестротой лоскутного одеяла младенца вносят мягкий колористический аккорд, усиливающий главную тему картины.

Живописными достоинствами отмечена и другая работа художника - "Объяснение" (1889-91), с тонким лиризмом изображающая молодого студента и девушку в минуты решительного объяснения. Комната, залитая солнечным светом, белый китель студента, белый кафель печки, его отблеск на крышке рояля - все пронизано свежестью и чистотой первого чувства. Признанный педагог, Маковский долго преподавал в МУЖВЗ, заняв в 1882 г. место ушедшего из жизни В. Г. Перова.

Однако в 1894 г. художник покинул родную Москву и отправился в Петербург, где тогда в АХ проходила реформа преподавания. Ему было предложено возглавить класс жанровой живописи. Несмотря на большую занятость в академических классах, Маковский продолжал и активную творческую работу. В 1896 г. он совершил поездку но Волге, в результате которой появилась серия картин, изображающих народные типы - грузчиков, бурлаков, босяков (во многом они перекликаются с литературными образами рассказов молодого М. Горького).

В том же году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая П в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском ноле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине "Ходынка" (1901), которая долгое время была запрещена цензурой. Революционная ситуация в России нашла отражение и в произведениях "Допрос революционерки" (1904) и "Девятое января 1905 года на Васильевском острове" (1905). Однако, жанрист по природе, Маковский не смог подняться в этих картинах до больших исторических обобщений. Лучшими в его творчестве продолжают оставаться незатейливые и правдивые бытовые сценки.

Назад

Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Cсылки

Поиск



Итальянская живопись  Ассоциация художников инвалидов

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.