![]() |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я |
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911). Продолжение
В другом фундаментальном полотне Мясоедова - "Чтение манифеста 19 февраля 1861 года" (1873) - раскрывается иной аспект той же темы - судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях. "Признаюсь, - писал один из критиков, - мне не удавалось видеть (после "Бурлаков" г. Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц". Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны. Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа. Так, в картине "Опахивание" (1876) показано старинное ритуальное действо: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. 1878-80 гг. Мясоедов работает над двумя вариантами "Засухи", где представлен молебен в поле. Параллельно идут поиски в области исторической тематики: художник пишет картину "Самосжигатели" (1882-84), сюжет которой стоит в очень тесной связи с предыдущими жанровыми картинами. К началу 1880-х гг. в творчестве Мясоедова намечается новый этап. В пейзаже "Дорога во ржи" (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в "Косцах" (1887). Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм. Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий. Полностью отказавшись от критического начала, художник отказался тем самым от основного принципа художественной системы 1870-х гг. Не освоив нового образного языка и не будучи подготовленным к восприятию художественных идей нового поколения живописцев, Мясоедов оказался в числе тех представителей ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников. Последние годы жизни художника не внесли ничего существенного в его творчество. Картины художника |
|
Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта. Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами. |