А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я |
Георг Каспар Иосиф фон Преннер (1720-1766)
Георг Каспар Иосиф фон Преннер (1720—1766) — сын и ученик придворного австрийского художника А. И. фон Преннера. С 1742 года Преннер работал в Риме, где создал несколько храмовых алтарей и исполнил по заказу римского кардинала Трояны Аквивы альбом гравюр (1745—1747). В 1750 году граф вице-канцлер Михаил Илларионович Воронцов пригласил Преннера в Россию ко двору Елизаветы Петровны. С ним был заключен контракт на три года с окладом 1500 рублей в год. В качестве придворного художника Преннер писал пышные парадные портреты императрицы Елизаветы Петровны («Портрет императрицы Елизаветы Петровны». 1754. ГТГ), а также помпезные псевдоисторические композиции («Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны со свитой». 1750—1755. ГРМ). Преннер занимался и заказными портретами: М. И. Воронцова и членов его семьи, канцлера А. П. Бестужева-Рюмина, графа П. И. Шувалова, Я. Е. Сиверса (1750-е гг. ГЭ) и других. Престижное положение Преннера как придворного живописца обеспечивало его заказами со стороны представителей петербургской знати. Иностранный художник попал в моду. Он разбогател и даже одалживал большие суммы своему покровителю графу М. И. Воронцову. Известно тринадцать портретов «партикулярных придворных и в городе персон» созданных Преннером за время пребывания в России. Среди них — прижизненный портрет М. В. Ломоносова, который не сохранился, однако до нас дошли живописные копии и гравюры с преннеровского оригинала. Видимо, известный офорт с изображением М. В. Ломоносова Х. А. Вортман гравировал с именно с этого портрета. Преннер также писал иконы. В Екатерининском дворце находилась двухсторонняя икона-вставка «Благовещение» / «Христос» (1757). Иконный образ был выполнен по рисунку знаменитого архитектора Ф.-Б. Растрелли. Во время Отечественной войны икона пропала. Творчество Преннера следует отнести к барочному направлению. Колорит его произведений отличается некоторой пестротой и жесткостью, особенно в изображении деталей. Холодность его красочной гаммы контрастирует с цветовой палитрой большинства русских мастеров.
Вместо трех лет Георг Каспар Иосиф фон Преннер пробыл в России пять. У него появились свои русские ученики. Но самолюбивый и вспыльчивый художник плохо ладил с придворным окружением. В 1755 году он навсегда уехал из России вместе со своим лучшим учеником Александром Пергом. В 1762—1766 годах он работал в Риме, писал алтарные иконы в церквях, а также картины на сюжеты античной мифологии.
Картины художника |
|
Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта. Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами. |