А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Рерих Николай Константинович (1874-1947). Продолжение

 

С 1906 года Рерих перешел к работе с темперой, которая больше всего подходила для декоративно-прикладной живописи. В это время художник путешествовал по Италии и Швейцарии, выразив свои впечатления в целой серии рисунков и этюдов; участвовал в международных выставках в Венеции, Вене, Берлине, Париже, благодаря которым его творчество стало широко известно за рубежом.

По возвращении в Петербург в 1906 г. Рерих был назначен директором Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художников, и состоял в этой должности до 1918 г. В результате его деятельности, школа стала в ряд крупнейших и авторитетных художественных учебных заведений России.

В 1906 г. Рерих вместе со своим другом мозаичистом В. А. Фроловым создал свое первое произведение в мозаике “Бой”, в котором выразил понимание единства всего сущего.

С 1906 по 1914 гг. художник активно работает в сфере монументально-декоративной живописи. Художнику посчастливилось сотрудничать с крупнейшими архитекторами — А. В. Щусевым, В. А. Покровским. В 1906 — 1908 гг. Рерих, выполняет мозаику “Спас и князья святые” для южного портала Троицкого собора Почаевской Лавры Тернопольской губернии (архитектор А. В. Щусев). Художником была выполнена частичная роспись пяти церквей и более 30-ти эскизов для них, однако наиболее значительные его произведения в этой области — росписи Святодуховской церкви в имении Талашкино под Смоленском (1911 — 1914); панно "Сеча при Керженце" и "Покорение Казани" для Казанского вокзала в Москве (1915 — 1916) не сохранились. Интересен эскиз “Царица Небесная над рекой жизни”, выполненный для церкви Покрова Богоматери в селе Пархомовка Киевской губернии, который является синтезом разных религиозно-философских систем, основанный на знании художником мифологий Индии и Тибета, мифологий язычества и христианства.

В 1909 г. Н.К.Рерих был избран академиком Императорской Академии художеств и членом Реймской академии во Франции. Также с 1910 г. Н.К.Рерих был избран председателем возрожденного выставочного объединения "Мир искусства" (первое, созданное по инициативе Дягилева и Бенуа, просуществовало с 1898 по 1903 г.) в состав которого входили такие выдающиеся художники как Серов, Кустодиев, Бенуа, Петров-Водкин, Сомов, Грабарь, Браз, Лансере, Коровин и др.

В 1909 году Рерих оформил издание пьес М. Метерлинка. В этом же году Рерих выполнил, а в 1912 г. повторил картину “Небесный бой”, покоряющую одухотворенностью и динамичностью созданного образа. В этой картине воплотились мировоззренческая и эстетическая позиции Рериха.

В 1910 году на выставках в Брюсселе, Москве и Петербурге были представлены 39 его работ: “Варяжское море”, “Световитовы кони”, “За морями — земли великие”, “Старый король” и др. В этом же году он создает серию панно “Богатырский фриз”, ставшую высшей точкой его романтических увлечений былинами.

В 1912 г. Рерих работает над эскизами мозаик и росписей для храма-усыпальницы Святого Духа во Фленове под Талашкином, повествующих о вечных духовных и нравственных ценностях (мозаика “Спас нерукотворный”).

1914 г. стал годом окончания работы художника над эскизами фресок для часовни Святой Анастасии во Пскове (архитектор А. В. Щусев). В этом же году в Ницце, в сотрудничестве со своим братом, архитектором Борисом Константиновичем Рерихом, художник выполняет сложную и многозначную работу — серию панно для молельни на вилле мецената, пропагандиста русского искусства Л. С. Лившица, который был близок кругу мироискусстников. В этом же 1914 году в издательстве Сытина в Москве вышел в свет первый том собрания сочинений Рериха, содержащий статьи по вопросам искусства и философские сказки.

В 1915 г. Рерих создает одухотворенные и динамичные картины “Веления неба” и “Знамение”, “Стрелы неба — копья земли” и др., в которых показана неразрывная связь человеческой жизни с космическими силами. На выставке “Мира искусства” в Петрограде в 1915 г. Рерих представил целый ряд картин и театральных эскизов: “Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится”, “Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого”, “Крик Змия”, “Зарево”, “Град обреченный” и др.

Феерически-красочный театральный дизайн Рериха стал отправной точкой для сценографии модерна. Рерих не раз обращался к музыке Вагнера. Еще в 1907 году он создает три эскиза к опере “Валькирия”, а в 1912 — около 30-ти эскизов к опере “Тристан и Изольда”. В 1908 году художник выполнил эскизы декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, поставленной в Париже. Затем с 1911 по 1913 гг. Рерих работает над созданием балета “Весна священная” И. Ф. Стравинского для антрепризы С. П. Дягилева в Париже, где художник выступил соавтором либретто. Для этой же антрепризы в Лондоне в 1914 году художник работает над эскизами к опере “Князь Игорь” А. П. Бородина. Перу Рериха принадлежит оформление пьесы Г. Ибсена “Пер Гюнт”, поставленной в 1912 г. в МХТ. В 1913 —1914 гг. Рерих создал эскизы декораций к пьесам М. Метерлинка “Принцесса Мален” и “Сестра Беатрис”.

Зрелое литературное творчестве Рериха, представлено в его единственной книге — “Собрания сочинений” (1914) и сборнике стихов “Цветы Мории” (1921), где на смену очеркам и научным отчетам приходят притчи, поэтические иносказания и философские эссе. Рерих, по словам М. Горького, стремился найти в архаических мифах тайные ключи к загадкам современности.

Николай Константинович углубленно изучал культуру и философию Индии и был признанным специалистом в научных кругах. В 1914 и 1916 гг. в русском переводе появились книги С. Вивекананды “Провозвестие Рамакришны”, “Бхакти-йога” и “Карма-йога”, которые произвели на него огромное впечатление.

В 1916 году Николай Константинович по состоянию здоровья уехал в Карелию, в Сердоболь, где его застала Февральская революция 1917 года. Но ему приходилось приезжать в Петроград, так как он входил в образованную в марте 1917 г. комиссию по делам искусства, главной задачей которой была охрана культурных ценностей. Во время жизни в Карелии Рерих выполнил пастелью и темперой целый ряд пейзажей и картин на темы карельских легенд: “Вечное ожидание” (1917), “Святой остров”.

Октябрьскую революцию 1917 года Рерих не принял, выразив свое отношение к ней в символической драме “Милосердие” (1918). В мае 1918 г. была закрыта граница между Финляндией и Россией, художник оказался за рубежом.

В этом же 1918 году Рерих решил осуществить поездку в Индию. Но по приглашению профессора Оскара Биорка он уезжает с семьей в Стокгольм. Осенью 1919 г. он был уже в Англии.

В 1920 г. художник, по приглашению директора Чикагского института искусств Р. Харше, переехал в США, где 4 декабря 1920 г. в Нью-Йорке состоялась его выставка в Галерее Кингор.

В 1921 году он создал Институт объединенных искусств. В это же время по инициативе Рериха было создано художественное объединение “Cor Arden” (Пылающее сердце), а сентябре 1922 года — культурный центр “Corona Mundi” (Корона Мира), который способствовал сотрудничеству деятелей культуры разных стран.

В произведениях 1920 —1922 годов Рерих воплощает свои мечты об Индии.

В Америке Рерих вместе с женой Е. И. Шапошниковой основал “Общество Агни-Йоги” для распространения “Живой Этики” — учения о моральном усовершенствовании человечества, основанного на буддизме и современной теософии.

17 ноября 1923 года почитателями Рериха был основан его музей, который открылся в марте 1924 в Нью-Йорке. Для этого музея художник передал более 300 своих картин.

В 1923 году он начинает свою Трансгималайскую экспедицию, целью которой было историческое и топографическое изучение Центральной Азии. 2 декабря 1923 года Рерих добрался до вожделенной Индии, в конце декабря он остановился в Сиккиме. Здесь Рерих вместе со своим старшим сыном Юрием изучал и записывал древние предания. Юрий Николаевич Рерих, закончивший Гарвардский и Парижский университеты по кафедре индийской и тибетской филологии, владел многими европейскими и восточными языками и оказал огромную помощь отцу.

В сентябре 1924 года Рерих отправляется в Америку, где добивается разрешения вести экспедицию под американским флагом.

Экспедиция отправляется из Сиккима, дважды пересекает Центральную Азию, проходит через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета, и, приехав в 1925 г. через Синьцзян в Москву, устанавливает контакты с советским руководством. В 1926 — 1928 гг. экспедиция возвращается через Алтай обратно в Сикким.

В 1924 г. художник создает огромную серию “Гималаи”, включающую в себя около 40 произведений. В этом же году он выполняет большую серию “Учителя Востока”. В 1925 г. — серию “Майтрейя”, главного героя которой народы Северной Индии, Тибета и Монголии считали грядущим Буддой.

В сентябре 1926 года художник создал картину “Ригден Джапо — Владыка Шамбалы”, стилизованную под средневековую монгольскую живопись. В 1927 г. — картину “Приказ Ригден Джапо”.

Весной 1928 года Рерих поселился в долине Кулу близ Наггара (шт. Химачал-Прадеш, Северная Индия). Институт гималайских исследований Урусвати [утренняя заря (санскрит)], организованный Рерихом в 1929 г. становится его постоянной резиденцией.

Духовным итогом путешествий явились книги “Алтай-Гималаи”, “Сердце Азии и Шамбала” (1927 — 1930), написанные в “мистико-археологическом” жанре, полном ярких поэтических образов. Живописные работы этого времени: сюиты “Его страна”, “Сикким”, “Тибетский путь”; серия “Учителя Востока” и др. — яркие, одухотворенные, “самоцветные” пейзажи написанные темперой, на которых величественная горная природа сочетается с символами древних вер.

Рерих отразил в своем творчестве впечатления от памятников прошлого: картины “Меч Гесэр-хана” (1932), “Знаки Гесэра” (1932) и “Великий дух Гималаев” (1934) и т.д.; цикл работ, посвященный Шамбале: “Путь в Шамбалу” (1933), “Вход в Шамбалу” (1935-36).

В своей картине “Армагеддон” (1935-36, 1940-41) художник отразил свое предчувствие войны.

В 1938 г. Рерих создает национально-романтический цикл на темы русских былин: “Святогор”, “Настасья Микулична”, “Микула”.

Много сил Рерихи отдают теософии, они ведут просветительскую работу в разных странах, призывая к охране памятников истории и искусства от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди художник собрал в книгах “Держава Света” (1931) и “Твердыня пламенная” (1933). В специальном рериховском Пакте, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954 г., были воплощены его идеи “Мира через культуру”.

В последние годы жизни Рерих активно работал как живописец. В 1942 1943 годах он создает огромное количество пейзажей Гималайских гор. Героями его картин становятся русские полководцы Князь Игорь, Борис и Глеб, Александр Невский, Мстислав Удалой.

В 1947 году художник пишет картину “Огни на Ганге”, олицетворяющую единство мира. Одной из последних работ художника является картина “Приказ Учителя”. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков “Листы дневника” (1934 — 1935); “Моя жизнь” (1936 — 1947).

Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья — выдающийся историк-востоковед Юрий Николаевич Рерих (1902 — 1960) и художник Святослав Николаевич Рерих (1904 — 1993).

Умер Николай Константинович Рерих в Кулу 13 декабря 1947.

Назад

Работы художника

на главную

Список художников

Контакты
Cсылки

Поиск



Итальянская живопись  Ассоциация художников инвалидов

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.