А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Рублев Андрей (около 1370 - около 1430). Продолжение

 В 1408 г. Рублев и Даниил Черный расписали Успенский собор во Владимире. Сохранились принадлежащие кисти Рублева фрески центрального нефа — «Страшный суд», представляющий великое многообразие выразительных характеристик. Потрясает своей динамической глубиной образ апостола Петра в композиции «Шествие праведников в Рай». Он весь напряжен, каждый штрих выражает страстное стремление донести до окружающих веру и истину. Это изображение можно смело назвать типологическим портретом, несущим обобщенный образ проповедника, борца за идею.

 Иконостас Успенского собора — самый большой из русских иконостасов. Входившие в состав деисусного чина изображения Богоматери, Христа и Иоанна Крестителя, высотой около трех метров, представляют собой композицию, грандиозную по форме и но силе эмоционального воздействия. Огромные фигуры не кажутся громоздкими; мастера применили к ним оригинальный прием ромбовидного построения — в средней части они широкие, а к голове и ногам сужаются. Цветовая гамма икон, рассчитанная на восприятие с большого расстояния, скупа. Но цвета настолько насыщенны и красивы — темно-зеленый, желтый, красный, сапфирово-синий, густо-вишневый, а цветовые поля настолько обширны, что возникает впечатление большого богатства палитры.

 Центральную икону успенского иконостаса — «Спас в силах» и икону апостола Андрея написал Рублев. В связи с этими произведениями ученые часто ставят вопрос о «реализме» искусства Рублева, дискутируя о допустимости применения этого понятия к условному по определению искусству иконы. Можно с уверенностью сказать, что персонажи Рублева реалистичны не в смысле внешнего жизнеподобия, но по степени образного воплощения, по глубокой духовной наполненности. Творчеству Рублева присуще парадоксальное соединение условности и реальности. В каждом образе художник стремился воплотить свой жизненный идеал: нравственная чистота, ясность мироощущения, сила духа. Отсюда их красота и ощущение «одушевленности».

 В этом смысле Рублев может быть назван мастером эпохи Возрождения — едва ли не единственным на Руси достойным современником итальянских основоположников ренеесансного стиля, а его искусство можно именовать «живописью» без подразумеваемой применительно к иконописи условности термина. Согласно «Сказанию о святых иконописцах», Никон Радонежский повелел Рублеву «написати образ пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу». И в 1411 г., в самом расцвете творческих сил, Рублев создал свой великий шедевр — «Троицу» (Государственная Третьяковская Галерея). «Троица» — сложнейший сюжет христианской иконографии, многократно дававший повод для богословских споров и различных толкований. В концепции Рублева главенствует мотив единения. В иконе нет повествовательноести евангельского сюжета, нет ни одной лишней детали. Ничто не отвлекает зрителя от наблюдения за неторопливым духовным (без слов) собеседованием трех ипостасей Божества. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой едины так же, как в человеческой душе уживаются печаль, жертвенность и вера, а людей сближают сострадание и любовь. Именно она более всего интересует художника. В целом образ «Троицы» — это воплощение человеческой любви в самом высоком ее созидательном смысле, «побеждающей ненавистную рознь мира сего». Этому главному замыслу в иконе подчинено все — форма, с ее монументальностью и, одновременно, изяществом, композиция с ее простотой, гармонической симметрией и строгостью соотношений, линейный ритм, с его музыкальной плавностью, цветовая гамма, с ее светоносностью. Высший, неземной свет наполняет собой живописную ткань, источается изнутри ее, заполняет собою цветовые поля. Гармония царит не только в образе, но и в живописном строе произведения, основанном на равнозначности трех составляющих его компонентов — линии, цвета и света.

Андрею приписывается ряд икон из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425 — 1427) — «Спас в силах», «Архангел Михаил», «Апостол Петр», «Иоанн Богослов», «Апостол Андрей», «Георгий». Контур фигур описан плавным параболическим контуром, сообщающим зрителю ощущение их внутреннего движения. Простота и естественность поз дополняют настроение умиротворения, царящее в иконах.

 Андрей и его друг Даниил умерли в 1427 г. от «морового поветрия» и погребены в Спасо-Андрониковом монастыре. В 1988 г. Русская православная церковь канонизировала Рублева. Его творчество оказало основополагающее, стилеобразующее влияние на искусство эпохи. У него было много мучеников и последователей, стремившихся перенять его манеру письма, но превзойти мастера никто так и не смог. Уже в следующем, XVI столетии его работы ценились столь высоко, что Стоглавый собор 1551 г. провозгласил их официальным образцом, повелев «писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев».

Творчество мастера вобрало в себя весь предшествующий опыт иконописи. Недаром Рублев так удачно сумел воспроизвести «Богоматерь Владимирскую» (1408, Владимиро-суздальский государственный музей-заповедник), придав ее чертам и духовному содержанию образа большую жизненную убедительность. На этой основе он сумел выработать тот художественный язык, приемы которого стали эталонными для иконописцев всех последующих эпох. Благодаря живописи Рублева, в русском искусстве навсегда укоренились начала глубокой человечности и идеальные представления о гармоничном мире, преображенном и просветленном красотой и любовью.

Работы художника

на главную

Список художников

Контакты
Cсылки

Поиск



Итальянская живопись  Ассоциация художников инвалидов

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.