А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904). Продолжение

 

В 1895 г. художник показывает большое полотно "Московская улица XVII века в праздничный день". Среди старинной архитектуры, наряженные в старинные костюмы, бредут по колено в грязи непролазной мужчины и женщины, списанные Рябушкиным с крестьян деревни, где он жил. На лицах - печать извечных житейских проблем. Обычный холодный осенний денек. Обычное передвижническое противопоставление нищеты одних и бездушного эгоизма других. Рябушкин то более склоняется к жанру, как в этой картине, то к внешней красоте старого быта - "Русские женщины XVII века в церкви" (1899). Здесь необыкновенно красивое цветовое соединение ярких узорчатых тканей - синих, желтых, разных оттенков красного; золото волос, венцов, парчовых головных уборов сопоставляется с охристо-зелено-синей росписью стен церкви, с узорами цветных стекол в окнах.

Эти две картины и "Семья купца в XVII веке" (1896) получили почетный отзыв на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Рябушкин приобретает большую известность. Его ценят и И. Е. Репин, В. Д. Поленов, и "мирискусники", на выставках которых он какое-то время показывает свои работы. Правда, у них он не прижился и примкнул впоследствии к объединению "36 художников".

Самая известная из поздних работ Рябушкина - "Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)" (1901). Подобно сказочному видению проносится по улице красный свадебный возок, сопровождаемый скороходами и всадниками. Вокруг - нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу. Пейзаж почти саврасовский: ранняя весна, маленькая белая, вся в кокошниках церковь вдали освещена закатным солнцем, темные деревянные постройки вокруг, лужа на переднем плане, тронутая тонким льдом. Изображал Рябушкин и современную деревню, но без былой поэтизации, - он хорошо видел, как разрушается старый уклад ("Втерся парень в хоровод, ну старуха охать...", 1902). В гуаши "Чаепитие" (1903) члены одной семьи навеки отделены друг от друга соперничеством, завистью, денежными интересами, эгоизмом.

Среди последних работ художника есть одна, которую можно назвать символической. Это крошечный пейзаж "Новгородская церковь". На голом холме, открытом всем ветрам, стоит, как одинокий воин, старинный храм. Ветхие избы, словно вросшие в землю, даже не поднимаются над линией горизонта. Умер Рябушкин всего сорока трех лет от туберкулеза легких в усадьбе родственника Тюменева - В. В. Беляева, где художник прожил последние три года. Ему удалось сделать много, но возникает ощущение, что он сказал не все, что мог.

Назад

Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Cсылки

Поиск



Итальянская живопись  Ассоциация художников инвалидов

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.