![]() |
|
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я |
Соколов Петр Федорович (1791-1848)СОКОЛОВ Петр Федорович — (1791, Москва — 3(15).8. 1848, с. Старый Мерчик, Харьковская губ) живописец, акварелист, литограф, портретист, родоначальник жанра русского акварельного портрета с натуры, вытеснившего в 1820-40-х гг. портретную миниатюру Его акварельные портреты для нас — своеобразные окна в минувшее, через которые в XXI век смотрят давно покинувшие мир люди — светские красавицы и блестящие офицеры, писатели и художники, музыканты и государственные деятели, представители Высочайшего двора, генералы, участники Отечественной войны 1812 года, декабристы, чиновники, кавалерственные дамы, фрейлины, щеголи. Он портретировал столь многих, что в лицах, им представленных, оживают целые страницы этого периода истории России. Он создал более пятисот произведений, хранящихся в больших и малых музеях России и частных коллекциях. Лучшие произведения П.Ф.Соколова не имеют себе равных. Его имя неразрывно связано с пушкинской эпохой. Без его рисунков и акварелей, невозможно представить себе портретную галерею современников поэта. Профессиональная судьба П.Ф.Соколова начиналась довольно типично для мастеров его круга и времени — он закончил Академию художеств в 1809 году по классу исторической живописи у замечательных педагогов и непревзойденных рисовальщиков А.Е.Егорова и В.К.Шебуева. За программное произведение «Плач Андромахи над телом Гектора» Петр Федорович получил вторую (малую) золотую медаль. Мечтая, как и все художники-академисты, продолжить образование в Италии, а на это давала право лишь первая золотая медаль, Соколов остался в Академии еще на год. Он вновь участвовал в конкурсе, но и вторая попытка не увенчалась успехом. И кто знает, как сложилась бы его творческая жизнь, если бы фортуна ему сопутствовала. Сколько усилий, времени, таланта было бы отдано «высокому»
жанру — историческому, и какое место в его творчестве занял
бы жанр портретный? Не повторил ли бы он трагическую ошибку
О.Кипренского?
Создавая прекрасные портреты, художник фактически убивал
себя мыслями о том, что не создаёт больших исторических,
сюжетных полотен, которые должны были обессмертить его Акварельная живопись Петербурга и России достигала исключительного расцвета в последние десятилетия XIX и первые два десятилетия ХХ века. Во времена, когда ещё не было фотографий, быстрота исполнения, возможность фиксировать образ без многочисленных и утомительных сеансов позирования, воздушность колорита, акварель пользовалась успехом в высших и средних слоях русского общества. Акварельные портреты заказывались всеми членами
царствующего дома, аристократами, великосветскими
красавицами, высшими военными чинами, министрами,
дипломатами, всеми сколько-нибудь состоятельными людьми.
Иметь свою домашнюю коллекцию акварелей до 1917 года
считалось признаком хорошего тона и благосостояния. В ту
пору, было принято заказывать графические портреты близких,
друзей, родных. Такие портреты сопровождали владельцев и в
путешествиях, и дома; их вешали на стену или ставили на
стол. В 1821 году по рекомендации флигель-адъютанта графа
С.Ф.Апраксина, с которым П.Ф.Соколов был дружен, художника
пригласили для работы в Аничков дворец. Удачно исполнив
портрет трехлетнего великого князя Александра Николаевича,
будущего императора, он стал получать заказы от
императорского дома. Работы художника |
|
Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта. Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами. Все права сохранены. При использовании материалов сайта, ссылка на artsait.ru обязательна. Права на все произведения, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам. |