А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я |
Судейкин Сергей Юрьевич (1882-1946)
С. Ю. Судейкин родился в семье жандармского полковника. В 1897 г. он поступил в МУЖВЗ, однако в 1902 г. был отчислен за показанные на ученической выставке работы "непристойного содержания". Уже первые самостоятельные работы Судейкина с их романтической наивностью, перламутровыми тонами оказались близки художникам-символистам. Он иллюстрировал драму М. Метерлинка "Смерть Тентажиля" (1903), сотрудничал с журналом "Весы", участвовал в выставках "Алая роза" (1904) и "Голубая роза" (1907), "Венок- Стефанос" (1908). В 1909 г. Судейкин поступил в Петербургскую
АХ. В это время у художника завязались творческие отношения с
А. Н. Бенуа, а через него и с
другими "мирискусниками". Его натюрморты - "Саксонские фигурки" (1911), "Цветы и фарфор" (начало 1910-х) и др. - при всей их близости к натюрмортам А. Я. Головина также напоминают театральное действо, сценическую площадку. Тема театра не раз возникала в его живописи. Судейкин изображал балет и кукольный театр, итальянскую комедию и русское масленичное гулянье ("Балетная пастораль", "Гулянье", обе 1906; "Карусель", 1910; "Петрушка", 1915; серия лубков "Масленичные герои", середина 1910-х, и др.). Именно театрально-декорационное искусство
стало главным делом художника. Он сотрудничал со многими
театральными деятелями тех лет. Первым привлек его к оформлению
оперных спектаклей в московском театре "Эрмитаж" С. И. Мамонтов. В
1905 г. Судейкин совместно с Н. Н. Сапуновым оформил "Смерть Тентажиля" в постановке В. Э. Мейерхольда для Театра-студии на
Поварской; в 1906 г. - драму М. Метерлинка "Сестра Беатриса" в
Театре В. Ф. Ко-миссаржевской в Петербурге. В 1911 г. он работал над
балетными спектаклями Малого драматического театра в Петербурге и
комической оперой М. А. Кузмина "Забава дев", поставленной там же; в
1912 г. вместе с А. Я, Таировым - над пьесой "Изнанка жизни" X.
Бенавенте в петербургском Русском драматическом театре. В 1910-х гг. Судейкин становится одной из центральных фигур петербургской художественной жизни. Он оформляет книги стихов своего друга поэта М. А. Кузмина - "Куранты любви" (1910), "Осенние озера" (1912); участвует в постановках "Башенного театра" в доме поэта В. И. Иванова; в 1910- 11 гг. помогает В. Э. Мейерхольду организовать Дом интермедий, в 1911 г. расписывает стены кабаре "Бродячая собака", в 1915-м создает декоративные панно для театра-кабаре "Привал комедиантов". В 1917 г. Судейкин переехал в Крым, а затем, в
1919-м, - в Тифлис, где он вместе с грузинскими художниками расписал
кабачок "Химериони". Переезд в США в 1923 г. не изменил направленности
интересов Судейкина. Он много работал для нью-йоркской
"Метрополитен-опера", где оформил балеты И. Ф. Стравинского
"Петрушка" (1924), "Соловей" (1925), "Свадебка" (1929); оперы
"Садко" Н. А. Римского-Корсакова (1929), "Летучий голландец" Р.
Вагнера (1930) и др. Сотрудничал также с труппами Дж. Балан-чина и
М. М. Фокина, выполнил декорации к кинофильму "Воскресение" (по
роману Л. Н. Толстого) для Голливуда (1934-35). Последние годы жизни
тяжело больной художник провел в нужде. Его творческие силы были
исчерпаны. Картины художника |
|
Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта. Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами. |