А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Шебуев Василий Козьмич (1777-1855)

 

Творческая судьба живописца В. К. Шебуева целиком связана с Петербургской АХ. Он обучался и получил воспитание в Академии екатерининских времен, когда, реализуя некоторые просветительские идеи, императрица устроила это учебное заведение как закрытое, изолированное от среды, воспитательное учреждение, где ученикам наряду с высокими профессиональными навыками должны были прививаться не менее высокие добродетели - бескорыстное служение Отечеству, благородство, чистота нравов. Стиль классицизм, оперировавший формами античного искусства, отводил скульптуре и исторической живописи центральное место в общественной жизни государства, и в связи с этим роль художника представлялась в то время исключительной.

Уже в девять лет Шебуев выходит по отметкам в число первых учеников. Учителя ми его были И. А. Акимов и Г. И. Угрюмов, давшие будущему художнику блестящую школу академического рисунка и живописи.

После окончания учения с аттестатом первой степени и малой золотой медалью в 1797 г. Шебуев был оставлен пенсионером при АХ, а в 1803 г. отправлен в Рим, где совершенствовал свое искусство, копируя подлинники и рисуя в анатомических театрах. К римскому периоду относится картина "Гадание (Автопортрет с гадалкой)" (1805- 07), стоящая в творчестве исторического живописца особняком. Радость жизни, уверенность молодого художника в своих силах и излучает это полотно, смыкающееся во многом с романтическим направлением в искусстве начала XIX в. До конца жизни Шебуев хранил этот автопортрет у себя.

В 1806 г. художник вместе с другими пенсионерами был отозван на родину в связи с необходимостью живописного и скульптурного украшения строящегося в Петербурге Казанского собора, ставшего своеобразным пантеоном славы, памятником русскому воинству и одновременно "храмом славы русских художников". Шебуев исполнил там ряд композиций, в том числе изображения трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Вся дальнейшая жизнь Шебуева связана с преподавательской деятельностью в АХ: начинал он в звании академика (1807) по классу исторической живописи, а закончил - ректором живописи и ваяния (с 1832). В период президентства А. Н. Оленина Шебуев много работал над подготовкой учебных пособий по анатомии ("Антропометрия", 1830-31) для учеников АХ, создал эскиз росписи купола конференц-зала АХ ("Торжество на Олимпе", 1832; роспись поныне украшает плафон зала); в 1836 г. он исполнил эскизы купола и иконостаса для Екатерининской церкви в здании АХ. Работал над оформлением дворцовой церкви в Царском Селе (1820-21), Измайловского (1837) и Исаакиевского (1844-48) соборов в Петербурге.

Все эти работы отличают великолепное композиционное решение, органичное соотношение с особенностями конкретного интерьера, его освещения и т. д. Самая известная историческая картина Шебуева "Подвиг новгородского купца Иголкина в Северной войне со шведами" (1839) написана на сюжет из истории петровских времен и прославляет патриотическую самоотверженность русского человека.

Время написания картины - это период поисков новых форм в русской исторической живописи, когда жесткие каноны классицизма начинают сдавать свои позиции. Шебуев пытается реанимировать уходящую в прошлое форму классицистической исторической картины, - отсюда намеренная театрализованность жестов действующих персонажей, резкое противопоставление гиперболизированной ярости врагов величавому спокойствию главного героя. Однако колористическое решение полотна с яркими контрастами цвета и светотени, а также динамизм самого действия, развертывание его во времени свидетельствуют о наступлении романтических веяний в искусстве. Реалистические же тенденции отчетливо выразились в достоверном изображении конкретных деталей одежды, оружия.

Достаточно легко реалистические устремления Шебуева прослеживаются в его поздних портретных работах. Их отличают искренняя доброжелательность к своим моделям, стремление точно, не идеализируя, передать облик знакомого человека, таковы "Портрет отставного экспедитора И. В. Швыкина" (1833), "Портрет неизвестной в коричневом платье" (1837), "Портрет жены" (середина 1840-х). Глядя на них, можно с уверенностью сказать, что именно в портретном жанре наиболее полно раскрылся талант художника.
 


Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Размещение информации на сайте
Cсылки

Поиск



Итальянская живопись  Французская живопись  Ассоциация художников инвалидов Драгоценные камни Русская архитектура
Arts.In.UA

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.

Все права сохранены. При использовании материалов сайта, ссылка на artsait.ru обязательна. Права на все произведения, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам.