А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Владимиров Иосиф (уп. 1642—1666)

 

ВЛАДИМИРОВ ИОСИФ (Осип), годы жизни неизвестны, — русский живописец и знаменщик Оружейной палаты, уроженец Ярославля; участник крупных живописных и стенописных работ в Москве в 40 — 60-х годах XVII в. (росписей Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, церкви Троицы в Никитниках); друг и соратник Симона Ушакова, автор первого русского трактата об искусстве, составленного в форме письма — «Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Федоровичу».
 Это сочинение — редкий образец русской теоретической мысли XVII столетия в гуманитарной области. Оно открывается обращением к Ушакову и состоит из двух частей. В первой, включающей 36 глав, кратко излагаются высказывания об искусстве древних авторов.
Вторая посвящена полемике В. И. с сербским архидьяконом Иоанном Плешковичем — апологетом консервативных взглядов на искусство. Суть этой полемики состоит в попытке В.И. согласовать традиционные эстетические представления с новаторскими приемами художественного мышления, активно проникавшими в XVII -м столетии на Русь с Запада. Конформизм В.И. проявляется в разделении им древней традиции на истинную и ложную: то есть не все древние обычаи завещаны Богом, есть и такие, что придуманы людьми и, следовательно, могут быть ошибочными и вредными. Так, например, «в старописании многие обретаются неистовства от неискусных иконописцев».

Ревнители старой манеры письма (вроде протопопа Аввакума) доказывали, что святых надо изображать с темными ликами и изможденными телами. В.И. возражает: не весь «род человеч во едино обличий создан», и не все «святыи смуглы и скудны» были плотью. Да и не были все древние иконы изначально темны по колориту, напротив — они были ярки и «светоносны — это время наложило на них свою печать. Многие святые при жизни были «благообразны»; даже если и был он изможден и темен ликом, то после смерти «просветится лице его паче солнца», и именно таким и нужно его изображать. Ведь в красоте Богоматери и святых люди должны увидеть изначальную красоту человека, которая дарована была ему Богом, и которую он утратил в грехопадении.

Трактат В.И., благодаря содержащимся в нем рассуждениям о прекрасном, можно назвать первым в русской науке искусствоведческим исследованием. Здесь впервые в качестве основного при оценке произведений живописи выдвигается критерий художественности. Подлинно художественное изображение исполнено тонкой, благородной, одухотворенной, чувственно воспринимаемой красоты — так В.И. формулирует эстетический идеал своего времени, состоящий в единстве красоты, истинности и святости. Красота для В.И. неотделима от «живоподобия», которое является необходимым качеством произведения, ведь им отличались первые изображения, «истинные подобия» Христа (Плат Вероники, см. Спас Нерукотворный) и Богоматери («портрет», написанный евангелистом Лукой с натуры).

 Благосклонное восприятие провозглашенного художниками западноевропейского Возрождения эстетического идеала как сочетания красоты и жизнеподобия означало также и принятие западного искусства в качестве образца для подражания. В.И., в отличие от своих оппонентов, проклинающих «латинскую ересь», с восхищением отзывается об изяществе и высоком профессионализме западной живописи.

Продолжение

Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Размещение информации на сайте
Cсылки

Поиск



Итальянская живопись  Французская живопись  Ассоциация художников инвалидов Драгоценные камни Русская архитектура
Arts.In.UA

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.

Все права сохранены. При использовании материалов сайта, ссылка на artsait.ru обязательна. Права на все произведения, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам.