А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Владимиров Иосиф (уп. 1642—1666). Продолжение

 

Вообще вопрос профессионализма художника поставлен в труде В.И. очень остро. В середине XVII в. Русь была наводнена продукцией иконного «ширпотреба» — дешевыми, малохудожественными поделками «богомазов»-самоучек. В.И. с беспокойством замечает, что многие иконы «таково ругательно писаны», что изображенные на чих святые «и не походили на человеческий образы, но на диких людей обличием подобие наморано». Такие иконы не могут, до мнению В.И., выполнить основной своей функции — возвести человека к первообразу, ибо какая может быть вера от образов, которые «неуки человеки и невежди по своим волям марают неистове и зловидно».
В этой связи В.И. ставит проблему художественного образования, которое должно развиваться по примеру Запада, где маститые художники воспитывают учеников, и создаются художественные школы, где (это особенно важно) учат писать человеческие тела с натуры и по анатомическим таблицам. В тесной связи с вопросами профессиональной выучки находится проблема нравственного самосовершенствования. Не только «со многим тщанием и усердием» надо работать художнику над святым образом, но «должно есть прежде ему стяжати правду, снискати же кротость и обрести разум и прочил к сим подобный нравы».

Связь искусства с профессионализмом, знанием и нравственностью прокламирована в названии первой главы «Послания» В. И. — «О премудрой мастроте живописующих сии речь, о изящном мастерстве иконописующих и целомудренном познанию истинных персонъ. и о дерзостном лжеписании неистовых образов».
Таким образом, В.И. в своем трактате выступает как приверженец нового, «прозападного» художественного стиля, ставящего во главу утла собственно «живописность». Его традиционализм проявляется, однако, в приверженности старинной иконографии и отрицании символики аллегорических изводов, появившихся в XVI веке и принятых Московским собором 1554 года.

В.И. резко выступает против «баснотворств» в вольном истолковании сюжетов священной истории. Его недоумение, например, по поводу изображения Саваофа в человеческом облике, ибо его никто никогда не видел («Божия бо существа невозможно видети ни ангелом, ни человеком»), в целом соответствует той же реалистической, как мы бы теперь сказали, установке искусства, которую он пропагандирует в своем трактате. «Премудрый» художник, по мнению В.И., «яково бо, что видит или в послествовании слышит, так и во образах, рекше в лицах, начертавает и противу слуху и видения уподобляет».
 Особенно наглядно это можно видеть в портретах живых людей, которые в то время стали появляться и на Руси. Идеалом для русского живописца последней трети XVII века становится «реалистический» (с элементами идеализации) западноевропейский портрет XVI — XVII вв., принципы которого Симон Ушаков пытается экстраполировать на религиозную живопись, в частности — на столь любимый им образ «Спаса Нерукотворного».

Историческое значение «Послания» В.И. состоит в том, что оно документально отразило поворот русской эстетической мысли от средневековых идеалов к новому, в основе своей реалистическому, а значит, светскому пониманию искусства.
 

Назад

Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Cсылки

Поиск



Итальянская живопись  Ассоциация художников инвалидов

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.