А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Тюрин Иван Алексеевич (1824-1904). Продолжение

 

Остановимся на небольшой части созданных произведений художника открытых исследователями за последние десятилетия.

Как уже писалось выше, И.А. Тюрин получил звание академика Императорской Академии художеств за портреты, среди которых портрет профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрита Григория. Судьба этого произведения пока остается загадкой. В собрании Церковно-археологического кабинета при Московской духовной академии хранится другое произведение художника такого плана. Это портрет Алексия (Ржаницына), архиепископа Рязанского и Зарайского. На лицевой стороне холста просматривается еле заметно подпись художника «И.Тюринъ». Холст был дублирован при реставрации. Но надпись, находящаяся на обороте холста перенесена на новый подрамник реставраторами: «Епископ Феофан 1867 г. худ. И. Тюрин», Зарайского, 1867 год (?). Кто же был этот изображенный на работе художника человек со светлым выражением лица, проникновенным взглядом, с явно ощущаемой духовной обаятельностью? Как выяснилось, на портрете изображен архиепископ Алексий (Руфин Иванович Ржаницын, 1812-1877), выпускник Московской Духовной Академии, постриженик и последователь  святого Филарета (Дроздова), митрополита Московского. С 1847 г. - ректор Московской духовной академии, профессор богословских наук. Впоследствии возглавлял кафедры: Тульскую и Белевскую, Таврическую и Симферопольскую, Рязанскую и Зарайскую, Тверскую и Кашинскую. На портрете архипастырь представлен в рясе и клобуке, с панагией и двумя орденскими звездами, с четками в руке. Возможно, изображена алмазная, с гранатами, панагия, полученная в дар после освящения храма во дворце императора Александра II в Ливадии. Скорее всего, портрет создан в год перемещения иерарха с кафедры Таврической на Рязанскую, с возведением в сан архиепископа. Произведение обращает на себя внимание характером исполнения, особенностью живописного подхода. Явно прочитывается присутствие другой культуры исполнения портрета, отличающейся от иных произведений автора. Культуры, требующей особого подхода к выполнению такого рода портретов, опирающейся на  традиции и  каноны, выработанные на протяжении многих веков русским православием. Несмотря на этот фактор, художнику все же удалось сохранить ценности академических традиций, передать психологическое состояние образа и как человека мирского. Рассматривая произведение явно видно, что  характер передачи одеяний портретируемого и характер написания складок одежды, характерны написанию складок одежды в церковной живописи.  Портретная же часть, лицевая,  художником исполнена как более соответствующая требованиям и вкусам академической живописи, более свойственной почерку художника. Критики могли бы заметить некую эклектику в этом приеме живописца. Но умение автора и состоялось именно в том, что он в данном случае применил прием православной иконописной культуры, когда лик прописывался наиболее тщательно с демонстрацией академического мастерства, а поле более условно, порой декоративно украшено.

В Центральном военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в С.Петербурге находятся два портрета кисти  Ивана Алексеевича Тюрина. Один из них «Портрет адмирала Федора Михайловича Новосильского», исполненный художником в 1872 году. Как свидетельствуют документы, этот человек в военном мундире адмирал Российского флота, герой Синопского морского сражения и обороны Севастополя. Сподвижник адмиралов Лазарева, Корнилова, Нахимова и других, член Государственного совета Российской империи.

На втором портрете, так же изображен человек в военной форме. Это портрет российского генерала от артиллерии, начальника Главного артиллерийского управления генерал-адъютанта,  графа  А.А. Баранцова. Вот и эти два произведения художника нашли себе достойное место в музейных залах под заботливой опекой музейных хранителей.

В Государственном Эрмитаже в С.Петербурге находится групповой портрет русских генералов работы Ивана Алексеевича Тюрина датируемый 1873 годом. В современных изданиях публикуется фрагмент этой картины с изображением портрета князя Александра Аркадьевича Суворова, генерала от инфантерии, внука знаменитого полководца, члена Государственного совета, состоявшего  в должности Санкт-Петербургского военного генерал-губернатора.

В Государственном музее А.С.Пушкина в Москве находится отдельный портрет А.А.Суворова - Рымникского, выполненный  И.А.Тюриным в 1882 году.

В собрание Государственного Эрмитажа в С.Петербурге в 1946 г. поступил «Портрет отставного генерала Терского казачьего войска В.А. Волоцкого», написанный художником И.А.Тюриным в 1897году. Размер полотна 75 х 63,5 см., инвентарный номер ЭРЖ – 256. Портрет передан из Музея этнографии народов СССР.  С 1992 года – Российский этнографический музей (РЭМ) находящийся рядом со зданием Государственного Русского Музея в С.Петербурге, который стал хранилищем многих произведений живописи изъятых из знатных домов и усадеб после 1917года.  На портрете изображен мужчина в казачьей форме. Воротник бешмета военного обшит серебряным галуном с зигзагом, присвоенным генералам. Борта бешмета и портупея шашки также отделаны серебряным кавказским галуном, газыри украшены черненым серебром, как и рукоять кинжала. На шее генерала - орден св. Владимира третьей степени, на груди - звезда св. Станислава первой степени. С 1815 по 1896 г. отставные «с мундиром» генералы и офицеры не имели права носить эполеты и погоны.

 В частном собрании одной из российских коллекций находится портрет, выполненный на холсте прямоугольной формы размером  85,7 х 68,7  см.,  принадлежащий кисти художника Тюрина Ивана Алексеевича, написанный им в 1880 г. Как освидетельствовали эксперты Всероссийского художественного научно- реставрационного центра им. академика И.Э.Грабаря, на портрете изображен весьма известная личность - русский генерал, участник Туркестанских походов Александр Константинович Абрамов (1836—1886),  который прибыл в 1863 году в Среднюю Азию в чине прапорщика и успешно проявил себя в боевых операциях, как талантливый военный, буквально за пять лет дослужился до чина генерал - майора. Он был военным губернатором Зеравшанского округа и начал обустраивать русский Самарканд. В его честь в русской части города был назван главный бульвар «Абрамовский». Затем он был военным губернатором Ферганской области, после генерала Скобелева, и фактически именно он строил город Фергану. В 1882 году Абрамов вместо барона К.П.Кауфмана исполнял обязанности генерал-губернатора Туркестанского края.

В Военно-медицинском музее в С.Петербурге в постоянной экспозиции находится характерный для живописного почерка художника портрет профессора, президента  петербургской медико-хирургической академии Пётра  Александровича Дубовицкого. Свойственная произведениям И.А.Тюрина овальная форма работы, легко узнаваемая техника исполнения, хорошо прочитываемая подпись автора на лицевой стороне холста.

Привлекает внимание портрет  графа Владимира Владимировича Орлова – Давыдова, исполненного Иваном Алексеевичем Тюриным в 1875 году, находящегося в экспозиции Сызранского краеведческого музея. Кто же он, этот благородного вида стоящий молодой человек в мундире, сжавший кисти рук между собой,  с открытым взглядом смотрящий на зрителя. Это легендарная личность своего времени граф  Владимир Владимирович Орлов - Давыдов, проживший короткую, всего 33 года, но яркую и насыщенную делами жизнь.  И  за этот короткий отрезок времени ему все же удалось сделать немало. Будучи участником  Кавказских походов, он  уже в 29 лет стал первым генерал-майором и был принят в свиту Его Величества Александра II. Но на службе в свите он был недолго, из-за ранений, полученных в боях на Кавказе, ему пришлось уйти в отставку. Подлечившись, через несколько лет его назначают губернатором Симбирска, для которого по тем временам он сделал немало. Но и на этом поприще ему пришлось пребывать недолго. Смерть от  болезни рано оборвала его жизнь.

В Государственном музее истории Санкт-Петербурга находится портрет Александра Львовича Потапова написанный художником в 1877г. Ранее в музее эта работа значилось,  как портрет Петра Александровича Черевина.  Благодаря исследованиям историков произведению возвращено его подлинное имя. Александр Львович Потапов из дворян Воронежской губернии - русский государственный и военный деятель,  генерал-адъютант (1866), генерал от кавалерии (1874). В период  правления Александра II занимал ряд высокопоставленных должностей. Стоял во главе Виленской, Ковенской и Гродненской губерний, шеф жандармов и главноуправляющий  Третьим отделением в 1874—1876 гг.

В запасниках Национальной галереи Армении находится живописный портрет прямоугольной формы частично пострадавший от небрежного хранения, вероятней всего поступивший в таком состоянии из других хранилищ. Установлено, что на холсте изображен портрет светлейшего князя Михаила Семёновича Воронцова, датируемый серединой XIX в., написанный Иваном Алексеевичем Тюриным.  Кто, этот светлейший князь представитель русской фамилии известного военного рода, офицеров, генералов. Михаил Семёнович Воронцов (1782-1856) — российский государственный деятель, светлейший князь, генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант; почётный член Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1826); новороссийский и бессарабский генерал-губернатор (1823-1844). Способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов. В 1844-1854 наместник на Кавказе. Сын Семёна Романовича Воронцова и Екатерины Алексеевны Сенявиной. Крестный сын императрицы Екатерины II.

В краеведческом музее города Вольска, Саратовской области в России находится «Портрет М.Н. Галкина-Враского» написанный Иваном Алексеевичем Тюриным в 1878 году. На портрете изображен государственный чиновник высокого ранга. Михаил Николаевич  Галкин-Враской  (1832- 1916) - русский государственный деятель, статс-секретарь (1904), член Государственного совета (1896), действительный тайный советник (1895). В 1870-1879 годах — Саратовский губернатор, где снискал всеобщую любовь не только, как администратор, но и как человек. В памяти современников он остался личностью высокообразованной, глубоко интересующейся историей и литературой. Он поддерживал дружеские отношения со многими видными деятелями русской культуры – А.М. Аксаковым, Г.П. Данилевским, П.С. Лесковым, Б.М. Кустодиевым, Л.Н.Толстым.  Галкин-Враской , горячо, поддержал идею известного русского живописца А.П. Боголюбова – основать в Саратове общедоступный художественный музей, приняв в его создании самое активное участие. Строгий и сдержанный глава губернии изображен в скромной обстановке   рабочего кабинета — подлинный образец высокой портретной живописи. Наше внимание не отвлекают атрибуты успеха и детали интерьера, лишь широкая шелковая рубиновая лента придает значимость представленной персоне.

Широко известен написанный художником в 1887 году портрет министра финансов Николая Христиановича Бунге,  выдающегося ученого-экономиста, академика и российского государственного деятеля XIX века. Портрет, находится в экспозиции  Мемориального музея-усадьбы художника  Н.А.Ярошенко, находящегося в г. Кисловодске, Ставропольского края. Это, пожалуй, одно из немногих произведений художника, которым Ивана Алексеевича Тюрина принято было представлять в различных популярных изданиях о художниках в 20 веке.

В 1968 г. в числе прочих картин русских художников XIX-начала XX вв., переданных по акту от Пермской художественной галереи, в Березниковский историко-художественный музей им. И.Ф. Коновалова поступило живописное полотно «Портрет Мятлева». Размер холста 173 х 122 см.  По всей вероятности это и есть один из двух портретов представленных художником на академической выставке в 1867году.  Это овальная работа, изображающая стоящего анфас мужчину лет тридцати пяти. Картина немного потемнела от времени, но хорошо видно, что мужчина одет в не застегнутое тяжелое зимнее пальто – оно открывает белую сорочку с галстуком и темный костюм, в опущенной левой руке он держит меховую шапку. Высокий открытый лоб философа, спокойные, немного грустные карие глаза приковывают внимание. Зачесанные назад со лба волнистые волосы, небольшая бородка и усы обрамляют его лицо. Так кто же из Мятлевых изображен на этом портрете - Петр Иванович Мятлев (1830-1888) или его брат Владимир (1830-1900)? Оба интереснейшие личности. Владимир - действительный статский советник, коллекционер (собирал драгоценности, табакерки, веера, перстни), при жизни передавший свою коллекцию в Эрмитаж. Он был женат на своей двоюродной сестре Варваре (1847-1908), дочери декабриста И.Г. Бибикова (1794-1867), участника Отечественной войны 1812г., впоследствии генерала от артиллерии. Здесь есть определенная связь с А.С. Пушкиным – ведь брат Варвары и кузен братьев Мятлевых Сергей Бибиков был женат на дочери  Н.Н. Гончаровой-Пушкиной-Ланской от второго брака – Елизавете Петровне Ланской. Петр Мятлев – отец поэта-сатирика, музыканта Владимира Мятлева (1868-1946), поэта, эмигранта, жившего во Франции.

В публикациях о художнике очень часто встречаются исполненные в 1885г. по заказу Императорской Академии наук И.А.Тюриным три портрета президентов Императорской Академии наук. Работы находятся в  собрании музея «Пушкинский Дом» в С.Петербурге института русской литературы Российской академии наук – научное учреждение в системе РАН, созданного по инициативе ряда деятелей русской культуры в 1915г.  Портреты поступили из Правления Академии наук в 1937г.  Это портрет барона И.А. Корфа, президента Императорской Академии наук  исполнен художником по гравюре  Ф.Л.Брандта второй половины XVIII в., холст, масло 70 х 54см. ( Инв. ПД – 48955). Барон Иоганн Альбрехт фон Корф (1697-1766) был третьим президентом Академии художеств и наук в Санкт-Петербурге. Он возглавлял ее с 1734 по 1740 гг.  Вторая работа, это портрет К. фон Бреверна, президента Императорской Академии наук, которая  исполнена художником уже с живописного оригинала XVIII в. Карл фон Бреверн (1704–1742.) был четвертым президентом Академии художеств и наук в Санкт-Петербурге. Он возглавлял ее с 1740 по 1741 гг. ( Инв. ПД – 48953). Третья работа этой серии, это портрет барона Генриха Людвиговича фон Николаи (1737–1820), который  возглавлял Императорскую Академию наук с 1798 по 1803 гг. Работа написана Тюриным с оригинала, писанного И.Б. Лампи Старшего (?) конца XVIII века, которая  находилась у внука барона Николаи в Монрепо, близ Выборга.  (Инв. ПД – 48948). Все три портрета объединяет единый стиль исполнения. Что вполне оправдано поставленной перед художником задачей создания единого портретного ряда в определенной архитектурной среде в соответствии с уже существующей в экспозиции галерее портретов президентов Императорской Академии наук.  Художнику пришлось работать не с живой натурой, а создать портреты с живописных произведений и гравюр разных авторов  XVIII века.

Еще одна неожиданная  находка, сделанная  исследователем творчества Тюрина искусствоведом  Вардуи Халпахчьян. Вот что пишет об этом она: «В Северной Италии, в Падуе, в собрании маститого коллекционера, увлеченного европейской портретной живописью XIX века, хранится замечательный  русский портрет, носящий пока имя, как «Портрет Махотина» кисти Ивана Алексеевича Тюрина, написанный маслом на холсте размером 105 х 80 см., подписанный и датированный 1894 годом.  Это один из немногих выявленных «тюринских» портретов находящийся в собрании итальянского  коллекционера вне России. О происхождении этого портрета известно следующее. Он был куплен у итальянских наследников исчезнувшей семьи русского происхождения, жившей в Италии еще до 1917 года. По их неуверенным воспоминаниям, имя персонажа, нигде не записанное, звучало как «Makhotin» (Махотин?). Это имя так и закрепилось за этим портретом. Бывает, что имя человека переживает его облик, а здесь вышло по другому: облик человека пережил его самого, его имя.

Первая публикация этого портрета в итальянском журнале «Padova e il suo territorio» («Падуя и ее территория». N° 85) была в 2000 году в статье о художнике Тюрине Иване Алексеевиче опубликованной исследователем его творчества, искусствоведом Вардуи Халпахчьян. На   портрете  изображен  русоволосый  господин средних лет, тщательно одетый и причесанный,  с  благородными  чертами лица. В XIX веке внешность человека, безусловно, определяла  его социальный статус. Персонаж нашего портрета без сом-нения - образованный человек. Судя по одежде, это не аристократ, в позе аристократа  присутствовал бы и эффект непринужденности. Это и не военный: тот не стал, портретироваться без мундира, даже для «приватного» портрета. Возможно, это инженер, или администратор, или судейский: они также носили мундир, но только «при исполнении», как военные. Если  это купец – то из тех негоциантов, что получали с младых ногтей все блага и хорошее образование. Это может быть и  врач, и профессор, и  промышленник, и  даже –  художник, такой  же  приверженец традиции и честного профессионализма, как сам Иван Алексеевич Тюрин.
На пальце левой  руки  -  на  первом  плане,  хоть  и   не  в  центре  композиции –  обручальное кольцо. Значимая ли эта деталь? Возможно, изображенный – католик? Если же он  православный, тогда это – вдовец. Незамысловатая   (то есть прямая)  психологическая   характеристика,   важным  компонентом которой  является темноватый  и почти монохромный общий колорит с жемчужным отливом, передает то ли намек на секрет, то ли просто состояние грусти.
Изображенный  человек  не  просто  являет  свой облик  –  он  смотрит,  причем  во внешнее (по отношению к картинному) пространство, но не на зрителя, а  подчеркнуто мимо него. Разворот фигуры направо наводит на мысль о том, что  этот портрет – часть парной группы супружеских портретов (мужской половине диптиха полагалось  висеть справа).  «Чтение» содержания и зрительские предположения на основе  сообщенного в  художественном  произведении  (в нашем  случае – на картине)  –  составная  часть  художественного замысла русского реалистического искусства».

В  Вологодском  музее  « Мир  забытых  вещей »  находится  живописный  портрет овальной формы, кисти Ивана Алексеевича Тюрина. На портрете изображена сидящая в полуобороте  не  молодая  по  своим годам статная женщина, смотрящая на зрителя, с аккуратно сложенными кистями рук. На женщине одето черное платье с шелковистым переливом и белым ажурным воротником. Размер, выбранный художником для изображения модели, приближается к двум третям натуральной величины, что является достаточно большим размером в портретном жанре, который применяли живописцы для передачи зрительского ощущения присутствия, изображаемого в натуральном размере. Как и во многих случаях найденных работ художника, работа числится, как «Портрет неизвестной».

Известны еще два портрета, которые часто публикуются в арт изданиях с упоминанием имени художника. В Нижнем Новгороде в музее изобразительных искусств в экспозиции находится  «Портрет неизвестной», исполненный художником в  1875г. Более 100 лет имя изображенной на портрете женщины таило в себе тайну. Благодаря исследованиям, члена Союза писателей России, автора книг об Орловых-Давыдовых Нины Александровны Симоненко и научных сотрудников подмосковной усадьбы графа В.Г.Орлова «Отрада - Семеновское», произведению было возвращено подлинное имя. Изображенная оказалась не просто провинциальной пожилой женщиной, а графиней Ольгой Ивановной Орловой-Давыдовой, матерью графа В.В.Орлова-Давыдова, чей портрет тоже рисовал  И.А.Тюрин.  Графиня скончалась в 1876 году, ее, видимо, портретировал художник за год до ее кончины.

Другой «Портрет пожилой женщины», похожий по замыслу на предыдущий, находящийся в экспозиции Северо-Осетинского государственного художественного музея во Владикавказе, с датой исполнения 1881г., так и остается с именем неизвестного изображенного персонажа. Все во власти времени. Надеемся, что имя данного персонажа все же рано или поздно будет раскрыто. 

На протяжении всего творческого пути Иван Алексеевич регулярно занимался и религиозным творчеством. Что, впрочем, характерно для большинства известных художников того времени. Религиозное художество Тюрина Ивана Алексеевича также впечатляет. Общее число исполненных художником за всю творческую жизнь икон приближалось к двумстам, о чем свидетельствуют документы.           

Иконы и настенные росписи, исполненные академиком И.А. Тюриным, украшали многие соборы и церкви Санкт - Петербурга.  

В 1860-61г. Иван Алексеевич Тюрин написал образа для дома министра путей сообщения, которые висели в каждой комнате министерства. Этот домовый храм находился на втором этаже бывшего Юсуповского дворца.

В 1869г. И. А. Тюрин исполнил снаружи, на алтарной стене, большой образ Скорбящей Божией Матери для церкви «Всех Скорбящих Радости» на Шпалерной.

В 1865г. для Казанского собора на Невском проспекте И.А.Тюриным написан  образ Казанской Божией Матери, который располагался снаружи  на апсиде алтарной стены.  В 1860-е годы для иконостаса этого собора Иваном Алексеевичем были исполнены копии с работ В.Л.Боровиковского « Царица Елена» и «Константин Великий, равноапостольный,  император», которые находились в плохом состоянии по сохранности. В 1860-х годах работы Тюрина были размещены в иконостасе, а оригинал В. Л. Боровиковского перенесен на северо-западный пилон. Местонахождение оригиналов неизвестно. В 1932 году при закрытии собора копии с работ В.Л.Боровиковского исполненные Иваном Алексеевичем Тюриным были переданы в Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге (Инв. ЖБ-820, ЖБ – 819).

В конце 1860-х годов  для церкви Апостолов Петра и Павла при Детской больнице принца  П.Г.Ольденбургского академиком  И. А. Тюриным были написаны две большие, в рост, иконы святых Александра Невского и Марии Магдалины. Церковь размещалась в  продолговатом зале на втором-третьем этажах центрального ризалита.

Для иконостаса храма «Собор Пресвятой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка» им были исполнены образа. В 1894-95 гг., напротив этого собора по проекту С. П. Кондратьева была выстроена часовня св. Александра Невского в память спасения императорской семьи в Борках. Как свидетельствуют исторические документы, белый с золотом иконостас для нее вырезал П. С. Абросимов, образа написал академик И. А. Тюрин.

 Для церкви Святого Павла Исповедника при Морском корпусе Иван Алексеевич отреставрировал иконы и пытался получить в Императорской Академии художеств, свидетельство реставратора церковной живописи, в чем ему было отказано, так как подобных свидетельств  в 1864г. Академия художеств не выдавала.

26 июня1868г. в центре киновии  Александро-Невской лавры была освещена двух  придельная большая церковь Пресвятой Троицы. Иконостас для храма вырезал охтинский мастер А. Е. Абросимов, образа написал академик И. А. Тюрин, роспись выполнил И. Ф. Михайлов, утварь - фабрика  И. Н. Алексеева. В июне 1937 года храм был закрыт и отдан под мастерские, купола снесены, местонахождение имущества неизвестно. 

В 1874 году И.А.Тюриным  были  написаны  иконы  для церкви благ. вел. кн. Александра  Невского  при  благотворительных  учреждениях Ремесленного общества находившегося  у  Московских  ворот,  между  Лиговским проспектом и Черниговской улицей.

В разные годы Иван Алексеевич писал иконы и расписывал храмы в разных регионах России. Точных сведений об этом пока не собрано, но в частности известно, образы все-го Благовещенского кафедрального собора в Воронеже, главной святыни города, созданы Иваном Алексеевичем Тюриным.

Сохранились сведения о выполненных иконах Иваном Алексеевичем для храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, находящегося в Латвии в городе Кулдига. Это иконы:
« Троица Новозаветная», 1871г., холст, масло 250 х 176см.;
« Святой Иоанн Златоуст и мученица Матрена», 1871г., холст, масло 147 х 73,5см.;
« Архангел Михаил», 1871г., холст, масло 147 х 63см.;
« Богоматерь с младенцем», 1871г., холст, масло 14 7х 63см.;
« Спас Вседержитель», 1871г., холст, масло 147 х 63см.;
« Архангел Гавриил», 1871г., холст, масло 147 х 63см.;
 « Святая мученица Мария Магдалина и святой князь Александр Невский», 1871г., холст, масло 147 х 73,5см.

  В курортном городе Чешской Республики в Карловых Варах находится храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Известно, что 25 мая 1867 года протоиерей Василий Войтковский совершил освящение храма. Великая княгиня Елена Павловна пожертвовала храму из домовой церкви дубовый иконостас, расписанный академиком Тюриным.
***

Глядя на галерею портретов созданных И.А.Тюриным, его количество, творческая карьера художника складывалась достаточно успешно. Его произведения украшали не только императорские дворцы, административные учреждения, министерства и ведомства, но и являлись достоянием знатных домов влиятельных людей России. История пока хранит тайну о наградах и поощрениях этого художника. Но судя по значимости его работ, он достоин многого. Сегодня произведения Ивана Алексеевича Тюрина можно увидеть не только в музеях и дворцовых экспозициях всемирно известных памятников культуры, но, и на страницах современных фундаментальных изданий об изобразительном искусстве и истории России.
***

Накануне нового года Иван Алексеевич Тюрин выехал в г. Павловск под Санкт-Петербургом. 

30 декабря 1904 года (12.01.1905) в последний день года Иван Алексеевич Тюрин скончался в возрасте 80 лет и похоронен в Павловске на  Городском кладбище.
***

Вся информация получена от Тюрина Александра Ивановича

Художник-живописец. Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан.

e-mail для связи tyurin59@mail.ru

Назад

Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Cсылки

Поиск



Итальянская живопись  Французская живопись  Ассоциация художников инвалидов Драгоценные камни
Arts.In.UA

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.